Вход

Регистрация
Главная
 
CHUMAZIK 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Форум » Тестовый раздел » История » История великого и древнего государства!!!!
История великого и древнего государства!!!!
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 11:57:53 | Сообщение # 151
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Советские учёные подвергли разностороннему изучению историю, культуру и язык урартов. Б. Б. Пиотровский в своих трудах описал материальную культуру и политическую историю Урарту, в частности взаимоотношения Урарту с Ассирией, а также касался соответствующих вопросов этногенеза. Г. А. Капанцян посвятил целый ряд ценных трудов изучению истории и культуры Урарту, в частности, проблеме взаимоотношений Урарту и древней Армении. Г. В. Церетели принадлежит тщательное издание урартских надписей, хранящихся в Государственном Музее Грузии (Тбилиси). Ряд интересных материалов опубликовал в своих статьях Г. А. Меликишвили.
Изучению урартского языка и переводам урартских надписей были посвящены многочисленные работы Н. Я. Марра и И. И. Мещанинова

Создание государства

Первые сведения об урартах относятся лишь к XIII в. до н. э., однако многочисленные раскопки позволяют изучить культуру древнейших народов Закавказья, среди которых в середине второго тысячелетия до н. э. оформился народ урартов, создавший впоследствии своё государство. Эти древние племена, принадлежавшие к хетто-хурритской группе, занимались скотоводством и земледелием. Им были известны мелкий и крупный рогатый скот, свиньи, а с конца второго тысячелетия до н. э. и лошади, на что указывают находки бронзовых удил и более поздние погребения всадника с конём. В речных долинах и прилегающих к ним плодородных районах люди занимались земледелием, которое во многом ещё сохраняло свой примитивный характер. Землю обрабатывали при помощи очень несовершенных орудий, например мотыги, модель которой была найдена в Триалети. Деревянные серпы с кремнёвыми вкладышами только постепенно уступали своё место бронзовым. Сеяли просо, ячмень и пшеницу. Среди ремёсел особенного развития достигли обработка камня и металлургия. Во многих местах Кавказа, в особенности, в Цалкинском районе, было “обнаружено множество изделий из обсидиана (вулканического стекла), техника обработки которого восходит к глубокой древности. На широкое применение камня в строительном деле указывает мегалитическая архитектура, образцы которой в виде многочисленных дольменов сохранились на черноморском побережье Кавказа, в частности, в Абхазии и в других частях Грузии, наконец, в Азербайджане. К этому же типу сооружений примыкают и древние крепостные стены, сложенные из крупных камней (циклопическая кладка). Во многих местах Закавказья были обнаружены остатки этих древних примитивных крепостей, которые относятся либо к доурартской, либо к урартской эпохе и по своей типичной крупнокаменной кладке тесно связаны с циклопической архитектурой народов северной части Передней Азии, в частности, хеттов.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 11:58:12 | Сообщение # 152
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Бронзовый шлем царя Аргишти. Найден в Камир-Блуре.

В Армении, в частности, в районе озера Севан, сохранились остатки древних крепостей. Судя по найденным здесь урартским надписям, эти крепости были центрами урартского политического влияния и господства в областях Закавказья. Но возможно, что некоторые из циклопических крепостей Закавказья были построены ещё в доурартскую эпоху и служили местному населению в качестве убежищ, сперва в период межплеменных войн, а затем для защиты населения от войск урартских царей, неоднократно вторгавшихся в пределы Закавказья.

Особенно высокого расцвета достигла у древнейших кавказских племён металлургия, на что указывают библейские предания, свидетельства античных авторов и, в особенности, результаты археологических раскопок. Важным центром металлургического производства к северу от Кавказского хребта был Кобанский район, где было обнаружено огромное количество художественных изделий из бронзы, топоры и поясные пряжки, украшенные тонким орнаментом. Крупнейшим центром металлургии в Закавказье был Цалкинский район. Здесь было обнаружено множество металлических изделий, сделанных из меди, бронзы, серебра и золота. Все эти изделия свидетельствуют о большой специализации в области металлургии. Известны были литьё, ковка и паяние. Высокого развития достигло ювелирное искусство. Из глины умели делать различные сосуды, украшенные орнаментом. Из шерсти изготовляли ткани. Судя по некоторым крупным и богатым погребениям, в эту эпоху уже выделилась родовая аристократия. Однако люди ещё жили в условиях родового строя, пережитки которого очень долго сохранялись на Кавказе, в частности, у осетин и у сванов.
Урартская колесница.
Оттиск печати из Топрах-Кале.
В плодородной долине реки Аракса и в долинах рек, расположенных к югу от неё, в середине второго тысячелетия до н.э. выделился народ урартов. В XIII в. до н.э., когда Ассирия впервые столкнулась с племенами Урарту, в стране озёр и рек, расположенной к северу от Двуречья, существовал ряд племенных союзов. Одним из таких больших и сильных племенных союзов был союз племён диаухов, который занимал обширную территорию к северо-западу от Ванского озера в районе верховьев Евфрата и далее на север и северо-восток по направлению к Чёрному морю. Ассирийские цари во всех надписях упоминают о борьбе с “царями”, которые, очевидно, были лишь племенными вождями. Урартский союз племён, носивший сперва название “Уруатри”, а потом “Наири”, только в IX в. до н.э. превращается в довольно сильное государство — государство Урарту.
С древнейших времён урартские племена занимались разведением скота, причём это скотоводство долго носило очень примитивный кочевой характер. Скот на лето угоняли на горные пастбища, а на зиму снова возвращали в долины и низменности. Главными видами домашних животных были корова, овца и свинья, на что указывают кости этих животных, найденные при раскопках на южном берегу озера Севан. Соответствующие ассирийские идеограммы передают названия этих животных в урартских клинообразных надписях. Исторические источники указывают на очень большое значение скотоводства у урартов. На Балаватских воротах Салманасара III изображён угон скота из страны Гилзан (около озера Урмия). Урартские цари перечисляют в своих надписях огромное количество скота, угнанного в виде добычи. Так, урартский царь Сардури II пригнал после похода в Закавказье 110 тыс. голов крупного и 200 тыс. голов мелкого рогатого скота. Ассирийские цари угоняли из Урарту большое количество скота. Особое значение в скотоводческом хозяйстве урартов имело коневодство. В некоторых областях Урарту специально разводили особые породы верховых лошадей. Коней часто впрягали в колесницы и пользовались ими в качестве вьючных животных для перевозки грузов. Изображения всадников и колесниц сохранились на некоторых памятниках, в частности, на бронзовом колчане, а также на шлемах Сардури и Аргишти, найденных в развалинах урартской крепости в Кармир-Блуре (около Еревана). Ассирийские и. урартские цари в своих надписях часто сообщают о захвате в качестве военной добычи большого количества лошадей.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 12:03:10 | Сообщение # 153
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Бронзовый щит урартского царя Русы из храма на Топарх-Кале. Реконструкция.

Для перевозки тяжестей наряду с лошадью пользовались также верблюдами и ослами. В надписях урартских царей упоминаются верблюды. Этими животными пользовались при оросительных работах, в частности, при насыпке плотин. В VIII в. до н.э. верблюды были известны по всей стране, однако количество их было сравнительно невелико.

Большое значение в хозяйстве древних урартов имело земледелие. С древнейших времён на территории древней Армении были акклиматизированы различные виды пшеницы. Для обработки земли пользовались тяжёлым плугом, в который впрягали двух волов. Железные сошники этого плуга, найденные в Топрах-Кале, по форме напоминают мотыги. Наряду с железными серпами применяли и примитивные деревянные или костяные серпы с кремнёвыми и обсидиановыми вкладышами. Техника земледельческих орудий сохраняла черты глубокой примитивности. Однако земледелие было широко распространено в стране урартов. В ассирийских надписях часто говорится о наличии больших запасов зерна в урартских крепостях. Раскопки холма Кармир-Блур обнаружили большое количество пшеницы, ячменя, проса, кунжута и пшеничной муки. Зерно и мука хранились в больших кувшинах, так называемых карасах, наполовину врытых в землю, в особых кладовых. Кроме того, в развалинах Кармир-Блура были обнаружены объёмистые зернохранилища. Возможно, что одна из кладовых, раскопанных в развалинах крепости в Арин-берде, также служила для хранения зерна. Большое место в системе земледельческого хозяйства занимали виноградарство и виноделие. В северной части Кармир-Блурской крепости, где находились, главным образом, хозяйственные помещения, в 1949—1950 гг. были найдены в довольно хорошо сохранившемся виде две большие кладовые для хранения вина. В этих кладовых было обнаружено 152 больших сосуда (караса), в которых некогда хранилось около 150 тыс. литров вина. Наконец, в третьей кладовой было обнаружено свыше тысячи глиняных кувшинов для вина. Имеются основания предполагать, что виноградарство достигло значительного развития, на что указывают косточки различных сортов винограда, найденные в развалинах Кармир-Блура.

Бронзовое навершие булавы из Самтавро.

Земледельческое хозяйство урартов в значительной степени было основано на искусственном орошении. Во многих надписях урартских царей описывается сооружение каналов. Многочисленные оросительные сооружения, каналы и водохранилища сохранились до нашего времени. Особенно много каналов сохранилось в районе озер Ван, где находился центр государства. Некоторые из них укреплены мощной циклопической кладкой. Особенное значение имел большой канал, построенный царём Менуа и прозванный впоследствии “каналом Шамирам”, по имени легендарной ассирийской царицы. Этот канал служил для снабжения водой урартской столицы Тушпа, расположенной на берегу озера Ван. Вода каналов по арыкам распределялась по близлежащим полям и использовалась для их орошения. При помощи каналов приводились в движение водяные мельницы. Урартский жернов от водяной мельницы хранится в Тбилиси в Музее Грузии. Наряду с зерновым хозяйством высокого развития достигло садоводство и виноградарство. Виноградники разбивали на искусственных террасах, которые сооружались на склонах гор.

Наличие на территории Урарту основных видов сырья — глины, камня, дерева и металла — способствовало значительному развитию ремесленного производства. Большого мастерства достигли урарты в обработке камня. Различные породы камня обрабатывали при помощи металлического резца. Своеобразным техническим приёмом художественной обработки камня была инкрустация предметов, сделанных из камня одной породы, деталями, сработанными из камня другого цвета и вида. На высокую технику обработки камня указывают бусы из полудрагоценных камней, тщательно просверленные и хорошо полированные.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 12:03:34 | Сообщение # 154
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Бронзовая статуэтка Тайшебы.

Древние урарты были искусными строителями. Свод здания они строили либо из сырцового кирпича, либо из больших каменных плит или глыб (циклопическая мегалитическая кладка). Особенно тщательно строились крепости, стены которых в своей нижней части, сложенной из больших каменных глыб, достигали 1 м толщины. Большие крепостные сооружения были на берегу озера Ван, там, где находилась урартская столица Тушпа. Раскопки обнаружили здесь стены крепости, достигавшие местами высоты до 20 м. В Топрах-Кале был раскопан фундамент храма, сложенный из крупных глыб известняка. Стены парадных помещений облицовывались орнаментированными мраморными фризами, как на то указывают находки И. А. Орбели в Топрах-Кале. Целый ряд крепостей урартского времени был обнаружен и на территории Советской Армении. Среди них выделяется крепость, раскопанная на холме Кармир-Блур, около Еревана. Эта крепость, по-видимому, защищала границы Урартского государства с севера. Обследование остатков крепости на холме Арин-берд показало, что нижняя часть стен до 2—3 м высоты сложена из отёсанных плит базальта и туфа.

Большое значение в развитии ремесленного производства имела металлургия. Закавказье вместе с Северной Месопотамией и Малой Азией образует один из древнейших районов высокоразвитой металлургии, где особенно рано появилось и получило очень широкое распространение железо. В частности, металлургия достигла высокого расцвета в стране Урарту. Раскопки на Топрах-Кале и на Кармир-Блуре показали, что урарты для изготовления орудий и оружия пользовались, главным образом, железом. Однако урарты имели в своём распоряжении свинец и олово и умели изготовлять бронзовый сплав и выделывать из бронзы различные предметы. На высокое развитие металлургической техники указывают художественные фигурные ножки и скульптурные части трона, отлитые из бронзы по восковой модели. В надписи ассирийского царя Саргона, описывающей добычу, взятую при захвате урартского города Мусасира, перечисляется огромное количество разнообразных металлических предметов. Золото и серебро служили для изготовления предметов роскоши.

Недостаток документов не позволяет подробно говорить о хозяйственной жизни и общественном строе древних урартов. Несомненно, что развитие сельского хозяйства и различных ремёсел вызвало разделение труда, специализацию в области производства, появление избыточных продуктов и способствовало появлению древнейших форм торговли. О развитии торговли у урартов свидетельствуют некоторые хорошо сохранившиеся остатки дорог, проложенных в горах.

Как и в других древневосточных странах, в Урарту главной формой эксплуатации труда было примитивное рабовладение. Государственной власти принадлежало большое количество земель, которые находились в непосредственном ведении самого царя. В урартских надписях часто сообщается о том, что при постройке городов и крепостей цари приказывали производить тут же большие оросительные работы, сооружать каналы и водохранилища, чтобы превратить, очевидно, пустовавшие ранее земли в земледельческие районы, больше того, чтобы разбить здесь сады и виноградники. В крепостях сооружались большие зернохранилища и винные погреба, остатки которых были обнаружены при раскопках Кармир-Блура. Очевидно, при этих укреплённых городах находились большие царские поместья. В надписях некоторые районы прямо обозначаются как “принадлежащие” царю. Наряду с большими царскими поместьями существовали и большие храмовые владения. Особенно крупные богатства были сосредоточены в храме бога Халда в городе Мусасире. Этот храм, возможно, владел большим количеством земли и скота.

Часть урартского бронзового пояса. VII век до н.э.

Наконец, имеются основания считать, что в Урарту сформировалась рабовладельческая аристократия, в состав которой входили, судя по ассирийским надписям, “вельможи”, “советники”, “правители областей” и “военачальники”. Основную массу населения составляли свободные трудовые массы общинников и рабов. В надписях урартских царей говорится о захвате большого количества пленников, “мальчиков и отроков”, обращённых в рабство, а также об угоне в рабство в Урарту большого числа людей, в частности, женщин, в некоторых случаях, возможно, населения целых районов, занятых урартскими войсками. Пленников, захваченных при завоевании соседних стран, как правило, обращали в рабство. Раскопки урартского города близ Еревана показали, что жители города не имели собственного хозяйства и, очевидно, получали от государства натуральное довольствие. Имеются все основания предполагать, как это делает Б. Б. Пиотровский, что в состав жителей города входили чиновники, воины и ремесленники, а также многочисленные рабы, которые обрабатывали государственные земли, расположенные вокруг города.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 12:03:58 | Сообщение # 155
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Расширение государства

Рост производительных сил привёл к значительному развитию торговли как внутри страны, так и с соседними странами. Страна Урарту, расположенная между Кавказом, Малой Азией, Северной Месопотамией и Северо-Западным Ираном, могла служить посредником в торговле, объединявшей страны северной части Передней Азия. Раскопки в Закавказье и даже на Северном Кавказе обнаружили целый ряд предметов переднеазиатского происхождения, которые, очевидно, были привезены сюда урартскими торговцами, колонистами или воинами.

В закавказских могильниках были найдены бронзовые браслеты, вес которых связан с основной мерой веса Передней Азии — с миной. В могильниках Нагорного Карабаха были обнаружены золотые предметы переднеазиатского происхождения. В Ходжалинском могильнике была найдена агатовая бусина с клинообразной надписью, содержащей имя ассирийского царя Адад-Нирари. Наконец, в египетских надписях говорится, что дерево для изготовления колесниц доставлялось из Нахарины, причём одна сохранившаяся египетская колесница сделана из дерева, доставленного из Урарту.

Урартские воины. Изображение на шлеме Аргишти I.
VIII в. до н.э.

Во время раскопок на Кармир-Блуре было найдено довольно большое количество разнообразных предметов, привезённых из различных иноземных стран. Очевидно, город Тейшебаини, развалины которого были обнаружены близ Еревана, был связан в торговом отношении с целым рядом соседних, а иногда и более далёких стран. Так, здесь были найдены ассирийские цилиндрические печати, металлические изделия и каменные бусы, египетские амулеты и маленькая фаянсовая статуэтка женщины с головой львицы, служившая в качестве подвески или амулета, наконец, даже малоазийские и средиземноморские каменные печати и золотые серьги. Разнообразные египетские предметы были обнаружены в различных районах Кавказа. Так, например, египетские скарабеи, маленькие статуэтки божеств, фигурки лежащего льва, амулеты, бусы, обычно сделанные из фаянса или стекловидной пасты, были обнаружены на территории Армении, Грузии и даже на Северном Кавказе. Хотя некоторые из этих вещей и относятся к более позднему времени, чем урартская эпоха, однако торговые пути, по которым везли эти изделия из далёких стран, были известны уже в начале первого тысячелетия до н.э. Особенно тесные торговые связи соединяли страну Урарту с более северными областями Закавказья. Различные предметы явно урартского происхождения были обнаружены на обширной территории от Арарата вплоть до областей Северного Кавказа. У южной подошвы Арарата был найден могильник, относящийся к концу первого тысячелетия до н.э., с целым рядом предметов урартского происхождения, среди которых выделяются своеобразные урартские печати. Сюда, впрочем, проникали предметы и из более далёких районов, как, например, агатовые бусы, возможно, завезённые с территории Ирана. Наконец, даже на Кубани была обнаружена золотая чаша с изображением зверей, которое выдержано в урартском стиле VII в. до н.э. Всё это указывает на экономические и культурные связи, соединявшие урартов с различными народами и странами Закавказья и даже всего Кавказа в целом.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 12:05:05 | Сообщение # 156
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Оружие и другие изделия из Закавказья.
Начало I тыс. до н.э.

Развитие хозяйства требовало постоянного притока новых рабов. Урартские цари ведут упорные войны с соседними странами с целью захвата добычи и рабов. Эти войны привели к неизбежному столкновению между Урарту и Ассирией, господствовавшей в северной части Передней Азии и претендовавшей на захват всей торговли и всех ресурсов в этих горных странах. Первые известные походы против “страны Уруатри” предпринимает ассирийский царь Салманасар I в XIII в. до н.э. С этого времени ассирийские цари совершают частые походы против Урарту. Они не ограничиваются захватом богатой добычи, угоном скота и пленников и опустошением страны. Они налагают на побеждённых подати и заставляют их делать “приношения”. Перечисляя в своих титулатурах завоёванные страны, ассирийские цари называют себя иногда не только “царь страны Шубари”, но и “царь всех стран Наири”.

В IX в. до н.э. образуется довольно сильное Урартское государство, которое представляет реальную угрозу для ассирийской торговли и северных границ Ассирийского государства. Салманасару III (859—825 гг. до н.э.) приходится вести долгую и упорную борьбу с урартами, причём ассирийские войска неоднократно проникали в их страну. Салманасар III описывает свои победы над урартами в своей летописи. Яркие картины этих походов, изображения штурма урартских крепостей, увода многочисленных пленников и угона захваченного скота сохранились на бронзовой обшивке Балаватских ворот и на чёрном обелиске, которые относятся именно к этому времени. В результате этих походов ассирийским войскам удалось проникнуть вплоть до северной части страны Урарту, к истокам рек Евфрата и Аракса, пробиться к озёрам Ван и Урмия и опустошить большие области. Однако ассирийцам не удалось полностью разгромить страну Урарту. В непрерывных боях с ассирийцами укрепилось государство Урарту, вокруг которого объединился целый ряд племён. Урартский царь Сардури I сумел дать отпор ассирийским войскам. При нём была построена неприступная крепость у Ванской скалы. Сардури I, возглавивший государство Урарту, гордо называет себя “царь великий, царь могучий, царь вселенной, царь страны Наири, царь царей”. Урартские цари Ипшуина и Менуа, правившие в конце IX в. и в начале VIII в., закладывают основы будущего могущества Урартского царства.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 12:05:20 | Сообщение # 157
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Осада ассирийцами урартской крепости. Ассирийский рельеф на бронзовой обшивке ворот из Имгур-Эллиля (ныне Балават). IX в. до н.э.

Цари Ипшуина и Менуа ведут успешные войны с соседними племенами и расширяют пределы государства. Они прочно закрепляют за собой территорию между озёрами Ван и Урмия, завоёвывают области, прилегающие к южному берегу озера Урмия, и совершают завоевательные походы на север, в равнину реки Аракса. Менуа (810—781 гг. до н.э.) сообщает в своих надписях о покорении страны Урмии и о захвате города Шашилуни, расположенного к востоку от Евфрата. Урартские цари строят города, крепости, храмы, проводят каналы. Это обширное строительство отражает начавшийся расцвет страны Урарту. Ипшуина построил в 7 км от Вана храм, как об этом говорится в надписях на базах колонн, хранящихся в Музее Грузии. Менуа построил целый ряд укреплений на подступах к столице государства Тушпа, окончил постройку стен Ванской крепости, соорудил мощные укрепления в северной части страны и построил знаменитый канал, который снабжал столицу питьевой водой. В 10 км от Вана была найдена надпись, хранящаяся в Музее Грузии, в которой упоминается о постройке дворца царём Менуа, сыном Ипшуины.

В первой половине VIII в. до н.э. Урарту при царях Аргишти и Сардури II достигает своего высшего расцвета. Урартские цари ведут целый ряд успешных войн, покоряют значительные области Закавказья, захватывают территории по среднему течению Евфрата и продвигаются в области Сирии. Особенно упорную борьбу ведут урартские цари с племенным союзом Мана, который находился в районе озера Урмия. Царям Урарту после длительных войн удаётся продвинуться к северу от Урмийского озера, завоевать часть страны Мана и даже построить там крепости для размещения своих гарнизонов. Менуа сообщает в своей надписи о покорении страны Мана и о сооружении крепости в завоёванной стране. В летописях Аргишти I и Сардури II говорится о частых походах в страну Мана, о захвате там многочисленных пленников и об угоне скота. Таким образом, Урарту становится не только соперником Ассирии в северной части Передней Азии, но на некоторое время даже становится здесь главной силой, оттесняя Ассирию на второе место. Урартский царь Аргишти (781—760 гг. до н.э.) выходит победителем из борьбы с Ассирией, разгромив ассирийского царя Ашшурдана. Аргишти расширяет северные пределы Урартского царства, завоёвывает страну Этиуни, расположенную в Закавказье, и переносит центр государства на север через Аракс в Закавказье, в город Аргиштихинили, который находился около современного селения Армавир. Урартские надписи этого времени были обнаружены как в этом районе, так и на территории Армянской ССР.

Ассирийцы уводят захваченных пленников. Бронзовая обивка Балаватских ворот времени Салманасара III. Британский музей.

Судя по надписи, найденной на холме Арин-берд (около Еревана), Аргишти I построил здесь “мощную крепость”, назвав ее “городом Ирпуни”. Как показало археологическое обследование, крепость занимала территорию около 6 га. Возможно, что эта крепость имела не только военное, но и административное значение. В развалинах крепости были обнаружены большие водопроводные трубы из туфа, а в одном из помещений — остатки обвалившейся, некогда богато орнаментированной и ярко раскрашенной росписи стен. Имеются некоторые основания предполагать, что вокруг крепости располагались городские строения.

Сардури II (760—730 гг. до н.э.) продолжал победоносные походы своего отца Аргишти. О своих походах, совершённых им на протяжении восьми лет, он довольно подробно сообщает в своей летописи, текст которой был найден в Ване и опубликован в 1922 г. Судя по этой интересной летописи, Сардури II укрепил свою власть в Приурмийской области, совершал походы в страну Эрах, расположенную к северо-западу от озера Севан, ходил войной в Закавказье и даже в Северную Сирию и, таким образом, широко раздвинул пределы Урартского царства. Это время было временем расцвета не только политической, но и экономической мощи страны Урарту. Сардури II сообщает в своей надписи о завоевании богатых земледельческих, хорошо вспаханных областей, о захвате огромного количества скота, о доставке ценных металлов, золота, серебра, свинца и бронзы, наконец, о захвате большого количества пленников, обращённых в рабство. Другие надписи того же царя повествуют о строительной деятельности Сардури; о восстановлении храма, очевидно, около Армавира, о сооружении водопровода в том же районе и о восстановлении дворца. Всё это ясно указывает на то, что в эту эпоху урартская культура стала проникать в долину Аракса, завоёванную урартскими царями.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 12:05:44 | Сообщение # 158
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Однако усилившееся Урартское государство представляло большую угрозу даже для могущественной Ассирии. Урартские цари образовывали большие коалиции, в состав которых входили государства и племенные союзы Закавказья, Северной Сирии и восточной части Малой Азии. В лице урартов и других северных народов ассирийцы натолкнулись на опасных соперников, которые угрожали их торговым путям и границам их государства. Поэтому в середине VIII в. до н. э. Ассирия мобилизует свои силы против Урартского царства и его союзников. Тиглатпаласар III совершает два похода в Урарту и наносит серьёзные поражения урартским войскам.

Следующему урартскому царю, Русе I (730—714 гг. до н. э.) пришлось вести упорную борьбу за восстановление былой мощи Урартского царства и за полное покорение областей Закавказья. Поэтому Руса I строит в Нор-Баязетском районе ряд крепостей. Одновременно с этим Руса подавил мятеж внутри страны, который подняли, наместники пограничных областей, пытавшиеся образовать самостоятельные княжества, пользуясь ослаблением Урартского государства. Очевидно, в связи с этим старые административные центры урартов в Закавказье, как, например, Аргиштихинили, были заменены новыми. Несколько позднее, в VII в. до н.э., крупным административным центром урартов в Закавказье становится Тейшебаини, развалины которого были обнаружены на Кармир-Блуре, около Еревана.

В конце VIII в. до н.э. Ассирия снова усиливается. Саргону II в 714 г. до н.э. удаётся совершить успешный поход против Урарту и разгромить войска Русы. Однако ассирийцы не смогли окончательно подавить Урартское царство. Урартский народ ведёт мужественную борьбу против ассирийских завоевателей. Несмотря на то, что Саргон II разбил урартские войска, опустошил всю страну, захватил и разграбил богатый урартский город Мусасир, государство Урарту всё же сохранило свою самостоятельность. Больше того, сопротивление урартов было, возможно, одной из причин ослабления Ассирии, которая в 605 г. пала под ударами объединившихся врагов Ассирийского царства. Урарту сохраняло свою независимость и после падения Ассирии. Только в VI в. до н.э. Урарту теряет свою независимость и рушится под ударами мидян и кочевников-скифов.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 12:06:01 | Сообщение # 159
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Культура

Изображение священных деревьев и божеств на
шлеме царя Аргишти I. VIII в. до н.э.

Урартская культура ещё мало изучена. Однако уже теперь совершенно ясно, что урарты создали высокую культуру, тесно связанную с культурным творчеством других народов Передней Азии, и тем самым сделали ценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Многие черты урартской культуры отличаются большой самобытностью. Урарты имели свою собственную древнюю иероглифическую письменность, некоторые картинные знаки которой обнаружены на отдельных предметах и на одной глиняной табличке. Архитектура и металлургия достигли у них высокого совершенства. С художественной точки зрения особенный интерес представляет изображение мусасирского храма, сохранившееся на стенах дворца Саргона. Этот храм был построен в IX—VIII вв. до н.э. на высокой платформе. Со своей двускатной крышей, с фронтоном и с шестью колоннами, украшавшими фасад, он живо напоминает древнегреческие здания, возможно, являясь их переднеазиатским прототипом. На применение в архитектуре колонн указывают сохранившиеся базы, некоторые из которых хранятся в Музее Грузии. Высокое развитие металлургии нашло своё отражение в целом ряде художественных изделий из бронзы. Среди них выделяются скульптурные части роскошных тронов, воспроизводящие фигуры крылатых быков с лицом человека. Эти изящно сделанные предметы были отлиты из бронзы по восковой модели, дополнительно моделированы при помощи чеканки и покрыты тончайшим листовым золотом, пластично воспроизводившим все орнаментальные подробности бронзовой основы. Лица, сделанные из белого камня, инкрустированные глаза и брови и углубления крыльев, украшенные красной пастой, создавали яркий красочный эффект. Такого рода выразительные произведения урартской металлургической пластики занимали совершенно особое место в искусстве древневосточных народов.

Бронзовый пояс (?) с изображением охоты. Начало I тыс. до н.э.

Некоторое представление об урартской живописи дают остатки стенных росписей, обнаруженные на холме Арин-берд в развалинах крепости, построенной в VIII в. до н. э. Судя по этим обломкам, оригинальный многокрасочный фриз высотой до 1 м украшал стены древнего зала. Фриз этот состоял из изображений бегущих коз, священного дерева жизни, около которого стояли молящиеся люди, быков, крылатых дисков, наконец, растительного и геометрического орнамента. Эти художественные сюжеты типичны для древневосточного искусства, но в то же время отличаются некоторым своеобразием, характерным для всей урартской культуры.

Урарты сумели использовать и высокие достижения ассиро-вавилонской цивилизации. Они заимствовали у ассирийцев клинопись, но упростили и несколько усовершенствовали её. Металлургия и изобразительное искусство урартов развивались в тесной связи с техникой металлического производства и художественным творчеством ассирийцев и хеттов. Художественные образы крылатых быков сохранились в искусстве целого ряда народов Передней Азии: ассирийцев, хеттов и митаннийцев.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 12:06:18 | Сообщение # 160
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Разграбление ассирийскими воинами храма в Мусасире. Рельеф из дворца ассирийского царя Саргона II в Дур-Шаррукине (Хорсабад). VIII век до н.э.

Урартская религия прошла весь путь развития от древнего фетишизма и культа природы до культа богов — покровителей царя и государства. Урарты обоготворяли деревья и в особенности горы. Одним из эпитетов бога Халда был “гора Халда”. В перечне урартских богов (Мхер Капуси) упоминаются ворота Халда и боги ворот Халда. Очевидно, здесь имеются в виду ниши, высеченные в скалах, через которые, по религиозным воззрениям урартов, выходило из священной скалы божество, обитавшее в горе. Широко распространён был в стране Урарту и культ священного дерева. На различных предметах властности, на оттисках печатей сохранились сцены поклонения священному дереву, причём этот обряд иногда совершал сам царь. Характерно отметить, что около изображения священного дерева сохранились изображения священных каменных столбов, а также грифона. Наряду с культом бога горы Халда в Урарту существовал и культ богини природы и плодородия, которая считалась покровительницей зверей и растений. Видное место в пантеоне урартов занимали бог грозы и бури Тейшеба и бог солнца Ард. В урартских надписях особенно часто встречаются имена трёх основных богов: Халда, Тейшебы и Арда. Однако среди них первое место занимал бог Халд, считавшийся верховным богом урартов. С течением времени, бог Халд превращается в бога войны и покровителя царя Урартского государства. Копьё и щит, считались символами божественной власти воинственного бога и его наместника на земле. Царь урартов изображался иногда в виде верховного жреца.

Урарты оказали влияние на развитие культуры соседних народов, в частности, ассирийцев. Урартская культура оказала несомненное влияние на развитие ассирийской металлургии и ассирийского искусства. Особенно сильное культурное влияние оказали урарты на развитие соседних народов Закавказья. На территории Армении сохранились развалины крепостей, построенных под влиянием урартской архитектуры. Урартский язык, религия и мифология, сохранив многие черты ассиро-вавилонской культуры, оказали большое влияние на развитие культуры древнеармянского народа. Армянский историк VIII в. Моисей Хоренский сохранил воспоминания о легендах, описывающих борьбу древнего героя Хайка с Бэлом, предводителем полубогов-полувеликанов, и не менее древнюю легенду о царице Шамирам, которую ещё долго впоследствии считали строительницей большого ванского канала. Таким образом, урарты передали многие элементы древневосточной культуры более поздним народам, в частности, древним армянам и другим народам Закавказья

Племена Закавказья в период гегемонии Урарту

Возникновение и развитие рабовладельческого общества на территории Армянского нагорья оказали влияние на жившие к северу от него племена Закавказья. Здесь процесс разложения первобытно-общинного строя идет в это время особенно быстрыми темпами. Непосредственное соприкосновение с рабовладельческими государствами Востока ведёт к ускорению формирования здесь классового общества.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 12:06:43 | Сообщение # 161
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Племена Закавказья в начале I тыс. до н.э.

Клинообразные надписи урартских царей вместе с археологическими памятниками дают возможность представить жизнь племён Закавказья в это время. В Закавказье урарты застали отличное от них по культуре, а в известной мере и по языку, население, находившееся уже на довольно высокой ступени развития.

В это время Северный Кавказ, часть Черноморского побережья и, вероятно, Восточное Закавказье были, по-видимому, заселены племенами, говорившими на языках абхазо-черкесской и северо-восточной (дагестанской) групп кавказских языков. Восточная часть Южного Причерноморья и, вероятно, часть внутренних районов Западного Закавказья были уже тогда заселены племенами, говорившими на языках картвельской группы. В Западном и Центральном Закавказье были распространены также племена, близкие по языку к хуррито-урартам. Лишь к концу периода, а частично даже позже, начинается проникновение на территорию Кавказа индоевропейских элементов как с севера (киммерийцы, скифы), так и с юга (армяне, мидяне).

Закавказские племена в то время занимались земледелием и скотоводством. Об этом говорят сельскохозяйственные орудия (зернотёрки, серпы, вилы), найденные при раскопках поселений и в могилах, а также скелеты домашних животных, положенных вместе с покойником. Многочисленные сообщения урартских царей говорят об угоне больших количеств скота с территории Закавказья. Из ремёсел, развивавшихся в этот период на территории Закавказья, особенно высоко стояла бронзовая металлургия; данные археологических раскопок показывают, что на территории Закавказья существовали различные типы секир, мечей, кинжалов, наконечников стрел и копий, а также других видов оружия. Но железо в Закавказье ещё не было распространено. По своему общественному строю население Закавказья находилось на стадии разложения первобытно-общинного строя. Оно делилось на племена, которые жили самостоятельной жизнью и обладали каждое своей территорией, обычно очень небольшой. Урартские цари в своих надписях упоминают десятки “царей”, через земли которых им приходилось проходить. Разумеется, эти “цари” были не более как племенными вождями.

В религиозных представлениях племён Закавказья в этот период фантастически отражаются крупнейшие общественные и хозяйственные сдвиги в их жизни; наряду с представлениями, восходящими к примитивной охотничьей магии и тотемизму, развиваются культы неба и солнца, а также почитание домашних животных, например, быка, переплетающееся с астральными представлениями. Все это, разумеется, было связано с развитием земледелия и скотоводства, с разложением первобытно-общинного строя.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 12:07:33 | Сообщение # 162
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Урартское завоевание. Начало железного века в Закавказье.

Урартские походы сопровождались громадными опустошениями, систематическим угоном скота и порабощением населения. О походе в страну Эриахи, у подножия горы Арагац, Сардури II сообщает в одной летописи: “6 436 юношей я увёл, 15 553 женщины угнал, всего 21 989 человек, некоторых убил, некоторых живыми увел. 1 013 коней, 115 верблюдов, 16 529 голов крупного рогатого скота я угнал, 37 085 овец я угнал”. Наряду с военным грабежом страна подвергалась и систематической эксплуатации. На территории Закавказья урарты строили крепости, которые служили не только административными центрами и опорными пунктами обороны, но и центрами сбора дани. Одной из наиболее значительных была упоминавшаяся уже ранее крепость Тейшебаини. Здесь, вокруг цитадели, где жил урартский наместник, находился город, в котором обитали ремесленники, возможно, насильственно сюда переселенные и перерабатывавшие собираемые и виде дани с земледельческой округи продукты, которые вслед за тем отсылались в Биаинили.

В урартский период в Закавказье начинается быстрое освоение железа. На Кавказ железо проникает на рубеже II и I тысячелетия, а окончательно утверждается здесь во второй четверти 1-го тысячелетия до н.э. Помимо Урарту и, может быть, Ирана, третьим очагом металлургии, откуда железо могло проникать на Кавказ, был восток Малой Азии; жившие здесь халибы и обитатели гор Тавра — племена, частично, вероятно, родственные картвельским, а частично — индоевропейским хеттским племенам, — славились в древности как кузнецы железа.

Изготовление из железа сельскохозяйственных орудий в Закавказье, которое началось в период урартского владычества, двинуло вперед земледелие. Совершенствовалась ирригационная система, разводились сады и виноградники. Всё это не могло не способствовать экономическому прогрессу южных областей Закавказья. В этот период отдельные представители местной знати начинают сосредотачивать в своих руках иногда по несколько десятков рабов. В кургане на берегу Севана мужской скелет, вероятно, скелет племенного вождя, окружён 14 другими скелетами, по-видимому, рабов. Подобные захоронения известны и в Азербайджане. Они показывают, что племена Закавказья находились в это время уже на заре рабовладельческого общества.
Киммерийцы и скифы

В конце VIII в. на Кавказе происходят значительные перемены. Как уже говорилось (см. “Племена Закавказья в период гегемонии Урарту”), урарты оказываются в это время перед лицом нового врага. Племена киммерийцев, а затем и скифов, населявшие степи Восточной Европы, вторгаются в Закавказье, наносят тяжёлые удары Урарту и проникают в Переднюю Азию.

В начале 1-го тысячелетия до н.э. в связи с развитием земледельческого и скотоводческого хозяйства (в частности, в связи с дальнейшим развитием коневодства), на большой территории и Средней Азии от Чёрного моря до степей Средней Азии ускоряется процесс разделения племён на земледельцев и кочевников-скотоводов. В то время, как в приречных низменностях (например, в Приднепровье), продолжает развиваться мотыжное земледелие, дающее уже значительное количество продукта, в степных районах, с целью расширения возможности пастьбы скота и увеличения стада, население постепенно переходит от оседлого к кочевому скотоводству. Возможность перехода на кочевое скотоводство обеспечивалась не только большей подвижностью племен, которую создало приручение лошади и изобретение кибитки-юрты на колёсах, но и ростом межплеменного обмена, что позволяло удовлетворять некоторые нужды кочевников за счёт продуктов, создаваемых земледельцами. В то же время подвижные и воинственные племена кочевников могли обеспечивать свои нужды — в той мере, в какой они не покрывались собственным кочевым хозяйством,— и путём набегов на земледельческие области, а иногда даже путем установления более постоянной зависимости этих областей.

Заманчивым объектом для набегов кочевников являлись, конечно, области древних цивилизаций, откуда издавна в степи Северного Причерноморья доходили различные культурные изобретения. Отдельные группы кочевников, сдвинутые, как полагают, со своих мест перемещениями каких-то племён, проникают через Кавказский хребет и устремляются к странам Передней Азии.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 12:07:52 | Сообщение # 163
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Киммерийцы в Передней Азии

Первое такое крупное нашествие из известных в истории совершили киммерийцы. Впоследствии греческие авторы называли киммерийцами вообще всех жителей Северного Причерноморья. Это были, по всей вероятности, племена, родственные иранским, а возможно, и фракийским племенам, жившим и впоследствии по берегам Чёрного моря.

Конечно, не всё население Причерноморья двинулось на юг через Кавказ. Киммерийцами древневосточные памятники называют лишь одно сильное племя или племенной союз, обитавший первоначально, по-видимому, в Прикубанье и Крыму. Греческие источники говорят, что киммерийцы якобы были согнаны со своих мест скифами, которых, в свою очередь, вытеснили из Закавказья племена массагетов или исседонов.

Возможно, что киммерийцы двинулись на юг вдоль Кавказского побережья Чёрного моря, хотя некоторые исследователи считают более вероятным их продвижение через перевалы. Движение этих племён началось в VIII в. до н.э. В 30-х годах VIII в. мы застаём их в Западном Закавказье или в восточной части Малой Азии. Киммерийское войско, состоявшее сплошь из конницы, обладавшее большой подвижностью, владело незнакомой дотоле народам древнего Востока массовой конно-стрелковой тактикой. Оно представляло серьёзную угрозу для древневосточных рабовладельческих государств. Подвергая полнейшему разграблению захваченную территорию, киммерийское войско внушало ужас жителям соседних стран.

Длительные успехи небольшой группы кочевников, проникших в Переднюю Азию, можно объяснить, только предположив, что к ним присоединялись некоторые полукочевые скотоводческие племена и ранее уже обитавшие в Закавказье и Малой Азии на периферии больших государств. Кроме того, к ним, вероятно, примыкали также земледельцы и рабы, которые бегством из своей страны спасались от эксплуатации; таких беглецов было немало и эти времена в державах Востока.

В 20-х годах VIII в. до н.э. поражение от киммерийцев потерпел Руса I, царь Урарту. Урартское государство киммерийцы не смогли разрушить, но им удалось стать хозяевами восточной части Малой Азии. Есть предположение, что именно в битве с ними погиб в 705 г. до н.э. ассирийский царь Саргон II. Около 679 г. киммерийцы попытались проникнуть на ассирийскую территорию, но были отбиты. Часть киммерийцев в это время появилась и на территории нынешнего Южного Азербайджана, где приняла участие в восстании мидян против Ассирии. Однако возможно, что и данном случае восточные источники под общим названием “киммерийцев” понимают скифов, о проникновении которых в Мидию в начале VII в. до н.э. точно известно.

В начале 70-х годов VII в. вожди основных племён киммерийцев вступили в соглашение с Ассирией и Урарту. В ассирийских памятниках встречается упоминание “начальника киммерийского (очевидно, наёмного) полка”. Есть основания предполагать, что киммерийцы выступали и вместе с Урарту в качестве союзников или наёмников.

Наиболее тяжело пострадала от киммерийцев Фригия. В первой четверти VII в. до н.э. это государево было разрушено, по-видимому, совместными действиями Урарту и киммерийцев. Центральная часть Малой Азии стала добычей киммерийских племён. В течение первой половины VII в. почти все области Малой Азии подвергаются разрушительным набегам киммерийцев, которые нападают и на столицу Лидии — Сарды и на греческие города побережья Эгейского моря. Угроза для Лидии стала ещё более серьёзной в связи с тем, что киммерийцы, по-видимому, соединились с трерами — скотоводческим фракийским племенем, проникшим с Балкан в Малую Азию через Босфор и Дарданеллы. Треры были поддержаны также горным народом — ликийцами, жившими на юго-западе Малой Азии и сохранившими многие древние порядки, в том числе, сильные пережитки матриархата. По-видимому, только после того, как Лидия дважды получила помощь от Ассирии, а киммерийцы были ослаблены столкновениями со скифами, лидийцы одержали победу. Мощь киммерийцев была сломлена. Остатки киммерийцев осели в северо-восточной части Малой Азии, где постепенно слились с местным населением.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 12:08:59 | Сообщение # 164
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Скифы в Передней Азии

Через 50—60 лет после вторжения киммерийцев в Переднюю Азию туда вторгается другое кочевое ираноязычное племя или группа племен — скифы. Первоначально это название принадлежало племени, обитавшему к востоку от нижнего течения Волги, а затем проникшему на её западный берег и на Северный Кавказ. Отсюда скифы через современный Дагестан и Дербентский проход устремились на территорию нынешнего Азербайджана. Здесь они обосновались и, включив, вероятно, в свой состав значительные группы местного скотоводческого населения, совершали походы в различные части Передней Азии.

Восточные памятники называют вождей скифов “царями”, а их область — “царством”. Вероятно, оно было расположено в низменной части междуречья Куры и Аракса, хотя некоторые исследователи склонны считать, что это царство находилось на территории Маны, в районе Урмийского озера.

Скифы столкнулись с ассирийцами впервые в 70-х годах VII в. до н.э.; в борьбе с ассирийцами погиб скифский вождь Ишпакай. Затем около 673 г. скифы поддержали восстание мидян против ассирийской власти, но в конце концов вождь скифов Партатуа заключил союз с ассирийским царем Асархаддоном, который, по-видимому, выдал за него замуж свою дочь. С этих пор скифы умело используются ассирийцами против своих врагов. В 50-х годах VII в. Мадий, сын Партатуа, возглавил поход скифов в Малую Азию — по всей вероятности, с ведома Ассирии, которую просил тогда о помощи против киммерийцев царь Лидии Ардис. Киммерийцы в это время представляли серьезную угрозу и для ассирийских границ,—это ясно видели в Ассирии. Столкновение друг с другом двух групп кочевников привело к разгрому киммерийцев. Зато скифы выросли в большую политическую силу, с которой древневосточные цари не смогли справиться. Так, Мадий добился подчинения скифам новообразованного Мидийского царства в Северном Иране и Южном Азербайджане. Правда, это подчинение было, вероятно, более или менее формальным; скифы ограничивались лишь получением определенного выкупа от Мидии. Возможно также, что этот конфликт скифов с Мидией был спровоцирован ассирийцами, желавшими ослабить Мидию как своего опасного соседа.

После смерти ассирийского царя Ашшурбанапала около 633 г. до н.э., когда Ассирия была охвачена внутренними смутами, скифы, по-видимому, вторглись на контролировавшиеся Ассирией территории, в частности, в Сирию и Палестину. Во время своих походов скифы доходили тогда до границ Египта.

Значительной силой скифы оставались в Передней Азии во времена падения Ассирийской и Урартской держав, но из-за скудости источников нам не ясна их роль в событиях, развернувшихся в конце VII в. Во всяком случае, в то время скифы уже потеряли влияние в Мидии. Судя по древнееврейским данным, Скифское царство еще существовало в конце 90-х годов VI в. до н.э. После этого времени источники о нём уже не упоминают.

Основная часть скифов в это время, по-видимому, постепенно уходила обратно на Северный Кавказ и проникала в Северное Причерноморье, населённое в то время родственными им частью кочевыми, частью земледельческими племенами различных наименований.

В науке эти племена также получили общее название “скифов”; так их впервые стали называть греки (начавшие около этого времени появляться на северных берегах Чёрного моря), по-видимому, по имени уже известного им племени, вторгавшегося в Малую Азию.

Часть скифов, как и киммерийцы, однако, осталась в Закавказье, а может быть, также и в Малой Азии. Археологические данные о раннем железном веке в Закавказье показывают наличие там значительных элементов скифской культуры.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 12:10:12 | Сообщение # 165
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Историческое значение скифского нашествия в Переднюю Азию

Роль скифского нашествия в истории как Передней Азии, так и Восточной Европы была значительной. Оно привело к установлению более тесных связей между Причерноморьем и странами древнего Востока.

Вполне возможно, что на Северном Кавказе происходило слияние местного населения, говорившего на кавказских языках, с пришельцами — скифами, причём элементы местной культуры переплетались со скифскими. В культуре Закавказья VII — VI вв. до н.э., как сказано, можно отчётливо проследить наряду с элементами переднеазиатскими и местными также и скифские. На Северном Кавказе памятники VIII — V вв. имеют в своём инвентаре наряду с предметами, типичными для местной культуры бронзового века на Кавказе, также и настоящие скифские предметы. Вместе с тем, скифская культура в то время и сама подвергается сильному влиянию культур древнего Востока и, в частности, урартской. Кавказ в этот период в еще большей степени, чем раньше, становится тем мостом, по которому восточные влияния проникают далеко на запад. Кавказские бронзовые сосуды VI в., обладающие весьма типичной формой, обнаружены на пространстве от подошвы Арарата до правого берега Днепра, несколько ниже Киева. Скифский художественный орнамент на бытовых предметах (так называемый “скифский звериный стиль”), распространившийся в последующий период в степной полосе от Черного моря до Монголии, имеет определенные связи с искусством горных племён Западного Ирана. Влияние древнего Востока, преломлённое сквозь призму кавказских традиций, глубоко проникает в это время в культуру скифских степей.

С другой стороны, скифское нашествие оказало определённое влияние и на Переднюю Азию. Скифы и киммерийцы ввели новую массовую конно-стрелковую тактику; скифы способствовали широкому распространению нового типа стрел — с гранёными бронзовыми наконечниками со втулкой. Эти стрелы позволяли намного повысить эффективность стрельбы из лука. С. VII в. до н.э. скифские стрелы были в употреблении у мидян и народов Средней Азии, а потом быстро распространились и среди других народов древности.

Скифское нашествие, расшатывая силы старых держав Востока, способствовало их разрушению, что в свою очередь подготовляло почву для создания новых крупнейших рабовладельческих держав — Мидийской и Персидской.

Кавказская Албания

И Атропатена

(древний Азербайджан)



 
Форум » Тестовый раздел » История » История великого и древнего государства!!!!
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz