Вход

Регистрация
Главная
 
CHUMAZIK 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Форум » Тестовый раздел » История » Армяни Грузии
Армяни Грузии
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:08:37 | Сообщение # 1
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline

Жизнь армян в Грузии — это одна из ярких и особых страниц в истории армянских общин. Именно здесь с особой силой и наиболее широко раскрылся и проявил себя разносторонний талант армянского народа, а национальный дух, врожденная предприимчивость и огромный дар созидания нашли свою наиболее благоприятную почву для развития и творчества. В значительной степени этому способствовала сохранявшаяся на протяжении веков атмосфера тепла и взаимопонимания в стране



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:09:18 | Сообщение # 2
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Исторический очерк

Армяне проживают на нынешней территории Грузии с древнейших времен. Это объясняется тем, что многие районы страны являются естественным ареалом обитания армянского народа. Армянское население Грузии периодически увеличивалась за счёт мигрантов из разных регионов Армении.

Б. Эсадзе в своем труде "Летопись Грузии: 1613-1913 гг." пишет: "Вера армянская в Грузии находится издревле, во-первых, по смежности Армянского царства с Грузинским; во-вторых, потому что Грузия некогда завоевала смежные области у Армении... и, наконец, весьма часто притеснения и разорения от турков заставляли многие армянские фамилии переселяться в Грузию..." .

На протяжении веков, в частности, при магометанском господстве в Армении положение армян изо дня в день ухудшалось, над ними постоянно висела страшная угроза физического уничтожения или же насильственного переселения. В этих условиях армяне, естественно, должны были считать единоверную Грузию надежным убежищем, ибо она будучи в стороне от военно-транзитных дорог, а также под защитой Великого Кавказского хребта с севера имела более безопасное геополитическое расположение.

Кроме того сами грузинские цари приглашали армянские войска со своими семьями и заселяли их в Картли и Кахетии (История Грузии, изд. Тбилиси, 1946-1950 гг.).

Следует отметить, что этот процесс, в своей основе, имел взаимовыгодный характер. С одной стороны, Грузия предоставляла армянам самые благоприятные условия для выживания, полноценной жизни и раскрытия своего творческого потенциала, с другой - переселившиеся армяне как бы в награду несли в Грузию свою экономику и культуру, укрепляли христианскую веру, основывали торговлю и ремесла, принимали участие в строительстве городов и сел. Неудивительно, что дальновидные и мудрые грузинские цари были заинтересованы в притоке армян в свою страну и нередко предпринимали практические шаги.

Период падения царства Багратидов в Армении, их утверждения и царствования на грузинском престоле в липе Багратионов, особенно с XI по XIII века, характеризуется наибольшим переселением армян и обоснованием их в ма лонаселенных городах и селах Кахетии и Картли, в частности Телави, Сигнахи, Гори (основанный царем Давидом Строителем именно для переселенных армян) и т.д. К этому следует добавить, что армяне, воспринимая и считая грузинских багратидов за последователей своих некогда властвовавших в их стране одноименных царей, с радостью перебирались в соседнюю страну.

Напомним, что род Багратидов, по сказаниям армянского историка М.Хоренаци, был выведен из Иудеи во II веке до нашей эры араратским царем Грачией, который долго боролся с ассирянами и предпринял поход в Иудею, откуда выселил много пленников в Армению. В их числе находился знатный иудейский царь Шамбат Багарат со своим родом. В Армении этот род был возведен в нахарарское (княжеское) достоинство под именем ишханов Багратуни — князей Багратидов. На протяжении веков, уже ассимилированный в Армении род Багратуни играл важную роль в истории страны, одна ветвь которых в дальнейшем утвердилась в лице Багратионов (т.н. грузинских Багратидов) на престоле Грузии в XII веке начиная с Гурама Куропалата.




 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:09:48 | Сообщение # 3
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Известно, какую видную роль играл в Грузии с самого начала род Багратидов, из которых наиболее прославились Давид Строитель (1089-1123), Георгий III (1154-1184), Тамара (1184-1212), Георгий Блистательный (1318-1346), Вахтанг XI Законодатель (1703-1734) и Ираклий II (1738-1789).

В летописи истории Грузии армянские династии заняли свое место. Д.Бакрадзе и И.Бердзенов в своей книге "Тифлис в историческом и этнографическом отношениях констатируют: "Всего династий в Грузии было пять: картлосиды, небротиды, аршакиды, сасаниды и багратиды. Из этих династий картлосиды были родом грузины, небротиды и сасаниды — персы, аршакиды — армяне, багратиды— евреи".

Аршакиды имели 28 царей и царствовали в течение 566 лет (А.Гакстгаузен. Закавказский край, СПб, 1857, с.94).

Багратиды, жившие и царствовавшие в Армении не одно столетие, несомненно, вобрали в себя много армянского и по существу ассимилировались, впрочем, как и Багратионы в Грузии. Последние, тем не менее, приняли "эстафету" от первых и могли, наверное, чувствовать на себе влияние армянского духа. Истинность этого предположения трудно установить, но достоверно известно, что многие из них с глубокой симпатией и заботой относились к армянам, предоставляли им широкие возможности и полномочия.

При Давиде Строителе армяне стали под исключительное покровительство грузинского государства. Этот царь освободил Грузию от владычества турок-сельджуков, взял Ани - столицу Армении и в интересах экономического подъема своей разоренной страны переселил армян в города грузинского царства, в частности Тифлис, Гори и соседние районы. Армянский историк М. Урхаеци (XII век) свидетельствует: "У него собрались остатки армянских войск и на грузинской земле построил (Давид) для армян город, церкви и много монастырей, а город назвал Гора (Гори) и все армяне радовались и веселились... "Картлис Цховреба дополняет, что "царь Давид любит армянский народ и армянские церкви".

Со времени Давида Строителя армяне приобретают важную роль в жизни Грузии. Их значение в общественной, хозяйственной и политической жизни страны значительно возросло в период царствования его внучки — Тамары. Как известно, при ней амирспасаларом или верховным главнокомандующим мощной армией грузинских войск был армянин, прославленный полководец Закарэ Мхаргрдзели (Еркайнабазук или Аргутинский-Долгоруков), под руководством которого доблестные войска Грузии одержали немало блестящих побед. Следует отметить, что в рядах этих войск плечом к плечу с грузинами сражались и армянские отряды. При той же Тамаре весьма ответственная должность как ата бек, руководящему гражданским управлением страной, была доверена брату упомянутого полководца Иванэ Мхаргрдзели.

По существу два брата стояли во главе управления царством и в значительной степени содействовали возведению Грузии на высокую ступень благосостояния.

Видным военачальником грузинского царя Вахтанга VI был Давид Бек, ставший впоследствии, после переселения на свою историческую родину, героем армянского национально-освободительного движения.

Царь-законовед высоко ценил полководческий талант Давид Бека и за одержанную им блестящую победу над лезгинами подарил ему деревню.

Такое заботливое и заинтересованное отношение к армянам проявляли и другие цари из рода Багратионов. В частности, новый порядок престолонаследия, объявленный в конце XIII века предпоследним царем Ираклием II, был составлен армянином Осепом Коргановым, занимавшим должность управляющего финансами. Этот царь ценил армян и поселил многих вывезенных им армян из Эривани в столицу Грузии.

Ласково принятые грузинскими царями и постоянно ощущая их гуманное отношение, армяне служили им как кровным государям своим. Например, главнокомандующий Закарэ всю северную Армению от Ани до Нахичевана присоединил престолу царицы Тамары. Пользовавшиеся большой благосклонностью и гостеприимством Давида армяне принимали активное участие в его военных походах и других мероприятиях. В армии грузинских царей служили представители многих народов, но значительную часть составляли армяне.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:10:12 | Сообщение # 4
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Наши соотечественники не одно столетие плодотворно участвовали во всех областях жизни Грузии и ее столицы. Было немало армян дипломатов, государственных и военных деятелей, некоторые из которых пользовались большой известностью. К числу последних с полным правом можно отнести Гургена Ениколопова (Мирза Гурген Ениколопашвили), служившего дипломатом у Ираклия II. Ениколоповы происходили от известной фамилии Енук Аркуна и их истиной фамилией была Мамиконян. Поскольку Мирза Гурген знал много восточных языков, его прозвали "ениколопи" (по грузински — "мешок языков"). В целях улучшения отношений с Турцией, царь направил своего маститого дипломата в качестве посла в Константинополь, который добился там блестящих успехов и по возвращении домой был удостоен драгоценных подарков.

Его сын Априам возглавлял Министерство иностранных дел в царствование Георгия XII, сына Ираклия.

Самые высокие и ответственные административные обязанности возлагались на армян наравне с грузинами. Правителем Грузии с 1808 по 1811 годы был Ф.И.Ахвердов, а пост гражданского губернатора страны после упразднения выше указанной должности в период с 1832 по 1838 годы занимал Палавандов (как свидетельствуют "Энциклопедический словарь" Брокгауза и "Летопись Грузии" Эсадзе, "Палавандовы, по преданью, происходят от армян", "являются князьями армянского происхождения.").

Рыцарская, но не имевшая правильной гражданственности Грузия создает из армян городское сословие, с ней они представляют из себя ремесленников и торговцев ("Россия и Азия" об армянах, 15.05.1898 г., Киев).

Неудивительно, что "медиками", т.е. держащие в своих руках управление делами всего столичного населения, с средневековья до середины XVIII века назначались исключительно представители из армянских фамилий. Некоторые из них получали эту должность с более широкими полномочиями и имели звание "мелика-мамасахлиса", т.е. градоначальника. В 1779 году при царе Теймуразе тифлисским "меликом масахлисом" был определен некто Аветик (грузинская крестьянская грамота, изд. Пурцеладзе).

Нередко за армянами в грузинском царстве закреплялось значение в виде наследственно передаваемых должностей. Так, род влиятельных и богатых князей Бебутовых выдвигал одного из своих сочленов, к которому переходила указанная выше должность тифлисского "мелика". Это фамильное право неоднократно подтверждалось грамотами грузинских царей. Первым "медиком" в царствование грузинского царя Теймураза II был О.Бебутов, а последним к концу XVIII века Д.Бебутов.

В фамилии князей Тумановых члены ее по наследству обрекались знанием государственных секретарей, а представители древнего армянского княжеского рода Бегтабеговых традиционно занимали при грузинских царях придворные должности.

Так, с середины XIX века руководство городом Тифлис осуществлял "городской голова". Эту почетную должность занимали, как правило, армяне, что было прежде всего обусловлено большинством армянского населения в столице.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:11:15 | Сообщение # 5
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Экономический очерк

Главным занятием проживавших в Грузии армян было предпринимательство, в котором они всегда преуспевали, но особенно стали доминировать с начала XIX века. На это обстоятельство указывают некоторые авторы, посетившие Тифлис в данный период времени.

"Армяне, живущие в Грузии, очень деятельны и предприимчивы. Не только вся торговля края, но и все хозяйственные промыслы, хлебопашество, скотоводство, шелководство, огородничество, садоводство и почти все ремесла находятся в их руках", - таковы выводы В.Желиховской на страницах ее книги "Кавказ и Закавказье" (изд.4, Москва, 1913).

"Торговля тифлисская находится исключительно в руках армян", - свидетельствуют русские писатели Зубов и Муравьев. Негри и Гамба, делясь впечатлениями о столице Грузии, пишут: "Наиболее крупные торговые операции совершают армяне - только среди них и встречаются наиболее зажиточные". (И.Полиевктов и Г.Натадзе. "Старый Тифлис", Госкомиздат, 1929.)

Наиболее полная картина этого явления отражена Ш.Чхетия: "Торговый и ростовщический капитал к началу XIX века (и позже) в Грузии был сосредоточен главным образом в руках армян. Последние взяли в столице в свои владения почти всю частную собственность и торговлю. Подобное положение имело место и в дальнейшем. Во 2-ой половине 1860 года в Тифлисе числилось около 3000 лавок и торговых заведений - большинство из них содержалось армянами. Так, из 17 караван-сараев 14 принадлежало им (Бегбутянц, Арцруни, Ананянц, Херодинянц, Корхмазянц, Шиоянц, Шадинянц, Мовсесянц, Саркисянц, Варданянц, Халатянц, Гамамшянц и др.). Армянам же принадлежало большинство гостиниц, винных складов, духанов. Приблизительно 2/3 торгово-промышленного класса составляли армяне". Ш.Чхетия. "Тбилиси в XIX столетии", изд. АН Гр.ССР, 1942,с.65,166,209.)

Торгово-промышленный класс, представленный в основном купцами и ремесленниками, был в целом армянским поприщем, занимавшим почти безраздельное, привилегированное положение в Грузии. В социальном отношении он соответствовал т.н. третьему сословию.

Торговля, как специфическая сфера деятельности армян, была весьма разнообразной, как по своему характеру, так и в отношении социального состава ее представителей.

Описывая торговую жизнь татарского Майдана - центра торговой жизни города, Д.Бакрадзе и И.Бердзенов в своей книге "Тифлис в историческом и этнографическом отношениях" пишут: "Повернув налево, в глухой переулок, вы очутитесь у входа, ведущего по крутой лестнице к темным рядам или крытым галереям (базаз-хана), в которых располагаются лавки армян, торгующих московскими товарами, а также коврами, войлоком и другими произведениями Персии и Закавказья".

Не менее известным был район улицы Армянский базар (ныне ул.Леселидзе), отражавший всю "промышленность" и общую физиономию города. Как и на всех тбилисских базарах, лавки здесь не имели передней стены, и таким образом весь трудовой процесс совершался на глазах посетителей. К середине XIX века здесь появились первые фешенебельные магазины, например в 1845 году в "Темных рядах" магазин "Кавказского кустарного производства" Иосифа Берутчева.

В дальнейшем в городе число разнообразных магазинов стало неуклонно расти. Одними из широко известных в конце XIX - начале XX вв. магазинов были "Персидский и кавказский магазин" Г.Ахшарумова и Г.Джанинова, размешавшийся на Эриванской площади под гостиницей "Кавказ" и магазин С. и Г.Чарахчиановых, где продавались сумки, корсеты, перчатки, кружева, бисерные отделки, мужские шляпы и другие модные парижские товары. Модные магазины размещались также в домах Арцруни, Тер-Асатурова, Тамамшева, Харазова и др. Помимо них в дореволюционный период функционировало немало других разнопрофильных, как например молочные магазины торгового дома Г.Шадинова, магазин вин Б.Ахшарумова, магазины фирмы Л.Мамулова, имевшей исключительное представительство на продажу пива Жигулевского завода, канцелярские магазины И.Тер-Саркисяна, магазин музыкальных инструментов И.Сузанаджяна и т.д.




 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:11:36 | Сообщение # 6
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Кроме магазинов большую роль в быту тбилисцев играли кофейни (кавахана), среди которых наиболее известной во второй половине XIX века была "Саят-Нова" и духаны, собственниками которых были и никогда не унывающие кинто.

Многочисленные кинто составляли любопытную прослойку среди тбилисских торговцев. Выделявшиеся своим внешним видом, они постоянно мелькали на городских улицах, базарах, духанах. Среди них были владельцы продуктовых лавок и духанщики, но главным образом они промышляли торговлей вразнос продуктами питания, в частности фруктами, овощами, зеленью, яйцами, рыбой и др., располагавшимися на табахе - деревянном подносе, который кинто носили на голове. Кинто обычно неистово рекламировал свой товар, громко зазывая к себе покупателей. При этом он нещадно коверкал русские слова, создавая свой собственный рекламный сленг, лишенный порой всякого смысла, но в общем то достаточно понятный и привлекательный для рядового тбилисского покупателя: "Агурец, агурец, Александре молодец", "черешни, вишни испанцки", "яблок антоновцки", "перцик, перцик, априкос", "красавица памадор", "рибо, рибо"- эти и другие специфические возгласы кинто сотрясали все вокруг.

Кинто был не прочь надуть покупателя, и в этом смысле за ними утвердилась весьма дурная слава. Обмеры и обвесы в соединении с мощным напором на покупателя были главными методами работы этих веселых и по-своему предприимчивых людей, составлявших низший класс тифлисского армянского населения.

Ремесленное производство было основным видом "местной промышленности" в столице Грузии. Среди тифлисских ремесленников-армян выделялись своим мастерством кожевники или "дабаханщики".

В ремесленных и торговых рядах располагались "дабаханы" - маленькие мастерские, занятые выделкой кожи. С утра до ночи ремесленник полагался только на свои руки, а вода из близлежащих источников помогала ему смягчать выде

пываемые кожи. И на глазах у купцов, приезжавших в столицу даже из дальних стран, грубые, еще как следует не просохшие кожи превращались в готовый товар, из которого сапожники могли тут же пошить любую обувь.

Галерея славных городских ремесленников была представлена не только кожевниками, но и гончарами, ткачами, портными, ювелирами, "оружейных дел мастерами", сабельниками... Последние были объединены в цех, имевший свой горговый ряд. Оружейный ряд, ответвляясь от Армянского базара, спускался с запада на восток к Экзаршеской площади. Искусство оружейников-армян пользовалось большим спросом и было известно далеко за пределами Грузии. В частности, в 1820-1860 гг. в Тифлисе самыми известными мастерами сабельных и кинжальных дел были члены семейства Элиаровых (Элиазаровых), которые владели секретом особой сварочной стали из булата и первыми в России стали выделывать клинки из булатной стали. О качестве изготовляемых ими сабель, о которых знал даже Николай I, отмечалось: "При испытании этого булата отсекали одним ударом голову быка или коровы".

Прославленным мастером оружейных и серебряных дел считался также Иосиф Папов, живший и работавший в Тифлисе в 1842-1869 гг. Будучи участником многих выставок, он в 1862 году получил право изображать государственный герб Российской империи на вывеске и изделиях.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:11:52 | Сообщение # 7
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Среди ювелиров пользовались известностью изделия "золотых и серебряных дел мастера" Мнацакана Белибекова, значавшегося в списке мастеров с 1856 по 1877 г., также участвовавшего в международных выставках.

Приобретение качественного, натурального вина в сельских местностях и их последующая продажа в городе являлось предметом деятельности скраджи. "Важным событием бывал приезд покупщиков вина из Тифлиса, - пишет в своих воспоминаниях Дм.Шаликашвили, - покупщики эти, скраджи, были из года в год одни и те же и в большинстве случаев армяне... После заключения сделки скраджи должен был оставить традиционные подарки в виде разных продуктов, среди которых главную роль играла сушеная рыба, балык. Получал он тоже подарки: чурчхелы, виноград, фрукты". (Воспоминания Дм.Шаликашвили. "Свободная Грузия", 29.01.94.)

В отличие от указанных представителей торговли на гораздо более высокой ступени финансовой и социальной иерархии располагались купцы, совершавшие наиболее выгодные сделки и владевшие большим личным имуществом. Подобные "завоевания" относились в первую очередь к купцам I гильдии. Независимо от категории они специализировались на торговле отдельных, специфических товаров, в частности сахара, шерсти, мануфактуры и т.д. Некоторые из них достигали поразительных успехов в своем деле и являлись по существу новаторами. Например, купец из Абхазии В.Бузоглы впервые организовал у себя разработку самшитовых, буковых и тиссовых лесов и экспортировал их древесину во Францию и Англию, а купец-чаеторговец Амирагян стал инициатором культивирования чайных плантаций на Кавказе, в частности в Аджарии (газета "Нор-Дар", 1886, № 58).

Среди влиятельных и именитых тифлисских купцов необходимо назвать Г.Завриянца, С.Абисаломянца, М.Тер-Григорянца, М.Арамянца, А.Мелик-Азарянца, М.Мирзоянца, М.Ростомянца, К.Мнацаканова, братьев Тамамшевых, Цовьяновых, Кетхудовых и других.

О владении крупными купцами имуществом в Тбилиси подробно говорится в документе от 1773 года о разделе братьев Пиркуловых, которые кроме отдельных домов и прилегающих участков имели в столице, в районе Вера 1 2/3 мельницы, в Авлабаре - участок для гостиного двора, кирпичный завод (агурхана) со своей землей и 22 лавки в различных кварталах города. Эти же купцы владели и крепостными (Ш.А.Месхиа. "Города и городской строй в феодальной Грузии, XVII-XVIII вв.", Тбилиси, 1959, с. 186).

Следует отметить, что богатые и влиятельные купцы жили в Грузии еще со средних веков. По словам К.Гандзакеци, в то время как монголы в 40-х гг. XIII века беспощадно грабили грузинские города, они с особой почтительностью обращались с жившим в то время в Тифлисе богатым и влиятельным купцом Умеком. Кроме того, в период когда грузинские цари Давид Улу и Давид Нарин восстали против монголов (1259-1260 гг.), управление Тбилиси монголы поручили крупному купцу армянину Шадину (тот же источник, с.48).

Армянские купцы держали в своих руках и нити рыбного промысла на реке Куре, которая сдавалась в аренду. С 1847 по 1880 гг. ее арендаторами были тифлисские купцы Мириманов, Мирзоев и Ананов. В дальнейшем, когда аренда стала распределяться по участкам, наибольшее их количество принадлежало также богатому тифлисскому купцу И.Питоеву.

Плодотворная деятельность армянских купцов и ремесленников часто выходила за узкоспецифические рамки и приобретала важное значение в рамках государства. В частности, в XII-XI1I вв. они играли большую роль в хозяйственной жизни Грузии и находились под покровительством грузинского царя. (В.Налбандян. "Тбилиси в армянских литературных памятниках древних и средних веков", Армгосиздат, 1961.) В тот же период при царице Тамаре перебравшаяся из Армении богатая знать увеличивает вес местной торговли, способствуя экономическому благосостоянию Тифлиса. (Н.Бадриашвили. "Тифлис - от основания до XIX в.", кн.1, изд.сектор Тифсовета, 1934.) Но наибольший расцвет экономической жизни столицы и в целом Грузии связан с появлением плеяды крупных армянских капиталистов.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:12:17 | Сообщение # 8
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Капиталисты из армян были известны уже в периоде самостоятельного существования грузинского царства: Мдиван Манучар при Ираклии 11, Ванели Геурк и Артем Богданов при Георгии XII выдавали ссуды именитым аристократам под залог городской или сельской земельной собственности. С развитием индустриализации появляются капиталисты новой формации, взращенные усилиями армянской торговой буржуазии.

С XVII столетия армянская торговая буржуазия, используя свои капиталы и экономические возможности в составе обширнейших государств Турецкой империи, включая западную и восточную Армению и Иран, стала играть видную роль на всем Ближнем Востоке. Одновременно она при помощи тех же своих капиталов стала выделять из собственной среды промышленную буржуазию, заняв преобладающее экономическое положение в Закавказье, в том числе и в Грузии.

С начала XIX века и в дальнейшем армянская промышленная буржуазия играет первую скрипку в жизни Тифлиса. "Тифлис, как и вся Грузия, - пишет Клапрот, - прежде была очень бедна. Но армянская промышленность и значительные денежные средства из России подняли его благосостояние".

По статистическим данным, в конце XIX века 62% предприятий торговли и промышленности Тбилиси принадлежали армянскому капиталу, его доля в обороте составляла 73%. 66% акционерных банков также были собственностью армянских капиталистов.

"В Тифлисе армяне имеют чугунолитейный, маслобойный, мыловаренный, кожевенный, кишечный (для струн), фанерный заводы, бумагопрядильную, красильную и войлочную фабрики", - эти данные приводятся в книге М.Нейман "Армяне", изданной в Санкт Петербурге в 1899 году. К 1858 году в столице Грузии насчитывалось 71 промышленное предприятие, к 1879 году - 214, большинство из которых принадлежало армянам. Среди них были сравнительно крупные предприятия, на которых работали сотни, а иногда и тысячи рабочих. Так, на заводах Адельханова до 2000, на механическом заводе Яралова 900, на фабрике Энфианджианца 600 человек. (Ш.Чхетия. "Тбилиси в XIX столетии", изд. АН ГрССР, 1942.)



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:12:31 | Сообщение # 9
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
В начале XX века важнейшие фабрики и заводы Тифлиса принадлежали армянам ("Кавказский календарь", 1917). Этот неоспоримый факт иллюстрирует следующая таблица:

Заводы Владельцы

Чугунолитейные: Карапетов, Яралов

Цементные: Аракелов, Багдасаров, Мнацаканов

Кирпичные: Мартиросов, Хангельдянц

Кожевенные: Адельханов, Вартазарьянц, Заргарьянц, Сумбатов

Мыловаренные, клее-мыловаренные: Алиханов, Арутюнов, Ахназаров, Милов, Таиров, братья Басенцовы, Степанбеков, Шаумов Маркаров, Шахназаров, Айвазов, Согомонов, Сукиасов, Хубларов

Минеральных и углекислых фруктовых вод: Мамулова

Фабрики

Мебельные: Костандов, Мириманов

Лесопильные: Ананов, Авшаров, Баблумов, Ротинов, Тер-Асатуров, Цовьянов, Джагетьян

Фанерные: Еганов, Егиазаров

Бумажная: Микиртумов, Читахов

Конфетные: Атовмьян, Гозалов, Придонов, братья Дадамянц

Обувные: Парсаданов, Тер-Захаров

Табачные: Бозарджянц, Сафаров, братья Сейлановы, Энфианджианц

Макаронная: Петросовы

Некоторые крупные предприниматели располагали одновременно несколькими промышленными объектами. Например, Адельханов был собственником не только кожевенного завода, но обувной и войлочной фабрик, Мириманов имел мебельную и паркетную фабрики, а братья Басенцовы были хозяевами мыловаренного, маслобойного и кожевенного заводов.

Армянам принадлежал кроме того приоритет открытия и эксплуатации новых предприятий. Например, Г.Мирзоев основал в Тифлисе первую бумагопрядильную фабрику, с 1870 года усилиями местных капиталистов Азнаурова, Корганова и Энфианджианца там же было начато внедрение табаководства с последующим открытием табачной фабрики, в 1875 году Г.Адельханов в компании с А.Матиновым создал первый кожевенный завод, в 1892 году И.Таиров и К.Алиханов стали

эксплуатировать первый на Кавказе мыловаренный завод, приготовлявший мыла из растительных масел, а П.Придонов и А. Гозалов стали пионерами производства конфет.

В силу специфики производимого товара крупные промышленные предприятия располагались не только в столице, но и в других районах Грузии. Это, в первую очередь, относится к табачной и винодельческой промышленности. В частности, в Сухуми была известна продукция табачной фабрики Бедросова, а в области производства вин заслуженную славу снискали себе заводы крупного винопромышленника М.А.Ананова, на деятельности которого остановимся более подробно и воспользуемся интересным материалом из страниц прошлого (журнал "Кавказ", 7, 1914, серия "Северный Кавказ и Закавказье").

В районе обширной Рионской долины в конце XIX - начале XX вв. располагались грандиозные сооружения заводов Ананова, экономическое значение и роль которых в области виноделия были известны всему Закавказскому краю и далеко за его пределами так же, как и изготовляемые ими прекрасные сорта самых разнообразных столовых и шампанских вин, а также коньяка.

В истории виноделия заводы Ананова и его продукция занимают почетное место в силу интенсивной и продуктивной деятельности на протяжении нескольких десятилетий. В своей винодельческой практике, отвечающей европейскому уровню того времени, М.А.Ананов внедрял самые усовершенствованные технические приемы и методы, а также оборудование.

Предприятия Ананова использовали виноград как закупленный у крестьян, так и, в первую очередь, из собственных садов. Собственные виноградники были устроены в трех населенных пунктах.

Наиболее старый Апханаурский, заложенный в 1894 году и занимавший площадь в 50 десятин, был источником возделывания наиболее распространенных сортов винограда: пино, кабернэ, семильон (европейские), ркацители, саперави (местные) и др.

Начало Багдадскому винограднику площадью в 25 десятин было положено в 1912 году, и в нем культивировались исключительно французские сорта, такие как пино, кабернэ, семильон, мускат, мерло и др.

Те же сорта производились на открытом в 1914 году наиболее крупном, площадью в 100 десятин, Димском винограднике.

Собственный виноград использовался для изготовления столовых и шампанских вин, в то время как закупленный шел, как правило, на производство коньяка.

Ежегодно заводы готовили до 600-700 тысяч литров столового и разливали 150 тысяч бутылок шампанского вина.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:12:52 | Сообщение # 10
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Предприятия Ананова представляли собою колоссальные учреждения в области виноделия и располагали для своих целей грандиозными помещениями.

При центральной конторе имелся громадный подвал размером в трехэтажное здание, в восьми обширных отделениях которого изготовленное вино хранилось в 40 дубовых бочках. В Багдадском подвале величиной в двухэтажное здание вино хранилось в сорокаведерной деревянной посуде, в деревянных бутах емкостью до 8,5 тысяч литров и в цементных бассейнах, построенных итальянскими и французскими специалистами и вмещающих каждый от 15 до 18 тысяч литров вина.

Третий пункт хранения был устроен в Квирилах - одноэтажный подвал емкостью до 850 тысяч литров вина также располагал деревянной посудой и железобетонными бассейнами.

Винодельческая фирма М.А.Ананова имела широкую репутацию - продукция почти всегда на проводимых выставках награждалась почетными отзывами и золотыми медалями, имела большой спрос не только в пределах Кавказа, но и в больших количествах экспортировалась в Москву, Петербург и другие крупные центры России.

Некоторые предприятия, принадлежавшие армянам, занимали особо важное место в промышленности Тифлиса, как по размаху своего производства, так и по большому спросу выпускаемой ими продукции. К их числу, в первую очередь, относился кожевенный завод Г.А.Адельханова. Он был открыт в 1875 году и, выпуская в лучшие годы 72 тыс. штук крупных и 100 тыс. штук мелких кож европейского типа, стал крупным поставщиком этого сырья прежде всего для царской армии Кавказского военного округа. На базе кожевенного завода в 1885 году была создана обувная фабрика, а в 1889 году открылась и войлочно-бурочная фабрика. С 1896 года предприятие уже именовалось "Кожевенное и войлочное акционерное общество на Кавказе Г. Г.Адельханова" с капиталом в 1,5 миллиона рублей.

Но это было не единственное акционерное предприятие столицы Грузии, принадлежащее нашим соотечественникам в те годы. В немногочисленный реестр подобных промышленно-финансовых организационных форм входили нефтепромышленные и торговые общества "А.Н.Милов и А.Н.Таиров", "Братьев Мирзоевых и К ", "И.Е.Питоев и К ", "Кавказское товарищество торговли аптекарскими товарами К.М.Алиханова" и т.д.

Многие армяне - воротилы финансового мира - успешно сечетали предпринимательскую деятельность с благотворительностью, являясь как бы последователями мудрого наставления их великого соотечественника, крупнейшего миллионера и мецената XX века А.И.Манташева: "Армянин-предприниматель, дом, в котором ты обретешь бессмертие, - твоя многострадальная родина. Вы созданы для благотворительной деятельности во имя нации".

Состоятельные тифлисские армяне, в первую очередь промышленники и купцы, сделали немало не только для своих соотечественников, но и для своих земляков, для развития и процветания родного города. Можно привести не один пример патриотизма и благородства их души.

Весьма значительной была благотворительная и созидательная деятельность представителей рода Арцруни. Г.Арцруни подарил городу немало строительных объектов жилого, торгового и культурно-просветительского назначения.

Его наследник, генерал-майор, а позже городской голова И.Арцруни отбирал наиболее одаренных, талантливых из армянских юношей, устраивал их в школу Нерсисян и брал на себя связанные с их обучением расходы; кроме того, он оказывал всяческое содействие нуждающимся ученикам, в частности, выплачивал им высокую стипендию, обеспечивал одеждой и письменными принадлежностями. На средства его сына, главного редактора газеты "Мшак" Г.Арцруни, в столице на Дворцовой улице (начало проспекта Руставели) в 1879 году было сооружено здание театра, в течение ряда лет называвшееся "Театр Арцруни".



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:13:17 | Сообщение # 11
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Щедрой благотворительностью отличались также некоторые представители зажиточного рода Анановых. И.Ананов, имевший миллионные торговые обороты, пожертвовал капитал и караван-сарай в Тифлисе на создание и поддержание местного армянского духовного женского училища "Мариамян-Овнанян".

Крупный промышленник-винодел М.Ананов построил на свои средства дом для глухонемых и детский дом, а деньги, вырученные на выставках, передавал в фонд обездоленных и сирот.

Генерал-майор Корганов приобрел водоподъемную паровую машину в 50 лошадиных сил, которая снабжала водой несколько фонтанов города и орошала Александровский сад - любимое гульбище тифлисской публики.

Торговый богач Эфендиев завещал свои средства талантливой армянской молодежи для учебы.

В.Егиазаров являлся попечителем тифлисских тюрем и инициатором открытия больницы при Метехской тюрьме.

М.И.Тамамшев подарил при жизни городу свою богатейшую библиотеку, состоящую из более 41 тыс.книг (в дальнейшем она стала основой при создании Тбилисской публичной библиотеки).

Умерший в 1897 году Н.Худадов завещал Армянскому благотворительному обществу до 169 тыс.рублей, а городской голова А.Матинов передал почти все свое нажитое состояние (свыше 200 тыс. рублей) родному городу, в полное распоряжение городского управления.

Княгиня Е.М.Эристави (урожденная Тамамшева) занималась активной благотворительной деятельностью пожертвовала большую сумму на поддержание малоимущих грузинских писателей, вносила пожертвования в общество распространения грамотности среди грузин, на ее деньги ежедневно выдавались бесплатные завтраки в двух учебных заведениях.

Княгиня М.Туманова передала в апреле 1910 года городу здание для устройства бесплатной столовой для бедных детей на Авлабаре.

Наконец, целям благотворительности служили соответствующие организации

До 1917 года существовал Армянский благотворительный комитет, куда входили Цовьянов, Корганов, Айвазов, Завриев, Тамамшев, Аргутинский, Бебутов, Евангулов, Милов, Егиазаров и др.

В 1918 году по инициативе Г.Сундукянаи Б.Навасардяна было организовано Армянское благотворительное общество, которое оказывало помощь не только армянам, но и всем жителям Тифлиса: функционировали сиротские дома, школы и т.д.

Более подробно остановимся на тех деятелях финансового мира, имя которых стало синонимом благотворительности и меценатства.




 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:14:07 | Сообщение # 12
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Культурно-просветительский очерк
Культурно-просветительский очерк В Грузии армянская культура нашла благоприятную почву для своего развития. В течение столетий в ее столице сложился подлинный очаг с школами, церквями, общественными учреждениями, обширной литературой, газетами и журналами, постоянно действующими драматическими театрами.

Но если Тифлис уже после освобождения от арабов в 1122 году сделался одним из центров национальной культуры, то с начала XIX века, с открытием школы Нерсисян, он становится основным ее "представительством" за пределами Армении.

Проникновение армянской культуры на грузинскую землю имело место еще в начале V века и было связано с именем великого просветителя и ученого - монаха Месропа Маштоца. Последний, как свидетельствует его ученик Корюн, создав армянскую письменность, поспешил к соседям-иверам и албанам, чтобы составить и для них письмена, отвечающие особенностям их родных языков. По этому поводу грузинские авторы Д.Бакрадзе и Н.Бердзенов пишут: "При Вараз-Бакуре, по словам армянских писателей, изобретен грузинский алфавит. Изобретателем его они считают армянского ученого Месроба. Хотя положительно не известно, о каком именно алфавите идет речь, так как у грузин с древних времен имеются двоякие письмена - гражданские (мхедрули) и церковные (хуцури). Но вообще творцом мхедрули считают первого грузинского царя Фармаоза, хотя следов тому мы никаких не находим до XI столетия, а творцом хуцури считают Месроба. Это последнее мнение, впрочем, не должно подлежать сомнению, ибо Месроб же был изобретателем армянских письмен, которые имеют совершенное сходство с грузинским церковным алфавитом или хуцури (Д.Бакрадзе и Н.Бердзенов. "Тифлис в историческом и этнографическом отношениях", изд. Г.Беренштама, С-Петербург, 1870).

Видный ученый Н.Марр в своем исследовании считает, что "грузинское церковное письмо, если и не было дано армянином Месробом, то оно, несомненно, было составлено по образцу армянского алфавита".

Пребывание М.Маштоца в Грузии, кроме создания алфавита, преследовало не менее важную, последующую цель - организацию очагов просвещения. Те же авторы свидетельствуют, что "Месроб завел в различных частях Грузии школы, в которых под его же руководством обучались молодые люди". В созданных им учебных заведениях он не только "старался проповедью смягчить грубые нравы народа и очистить религию от примесей язычества", но и одновременно готовил кадры педагогов и переводчиков.

Вопросам просвещения в дальнейшем стали уделять должное внимание. Наиболее серьезное отношение к этой важной области проявляет грузинский царь Ираклий II - при нем в 1756 году в Тифлисе была открыта духовно-философская семинария, первым ректором которой был назначен местный священник Тер-Филипос Кайтмазашвили (Кайтмазян).

С именем другого армянского духовного лица связан подлинный расцвет национального просвещения.




 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:14:28 | Сообщение # 13
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
В 1814 году главой Грузинской Епархии армянской церкви был назначен патриарх-католикос Нерсес V Аштаракеци. Через год при Ванкской церкви им была создана школа для начального образования, а в 1824 году он открыл Тифлисскую армянскую школу - первое в городе общеобразовательное среднее учебное заведение, которая с 1837 года по требованию царских чиновников была преобразована в епархиальную духовную семинарию, а в дальнейшем стала именоваться Нерсисяновской. С 1858 года она стала одним из наиболее авторитетных очагов подготовки национальных кадров, подлинным знаменосцем и законодателем школьно-просветительского движения армян Закавказья. За вековой период ее существования не менее 2-х тысяч выпускников стали выдающимися деятелями литературы и искусства, науки, сельского хозяйства, здравоохранения. 13 июня 1924 года в Тифлисе праздновали 100-летний юбилей семинарии Нерсисян, готовившей мужские кадры. Выступивший с речью народный комиссар просвещения А.В.Луначарский сказал: "Семинария Нерсисян была большим очагом культуры для армянского народа и она имеет достойное место в истории его духовной культуры".

Большую известность приобрели и сыграли заметную роль в подготовке женских кадров-учителей основанные во 2-ой половине XIX века в Тифлисе средние женские школы: в 1869 году школа Гаянян, а в 1877 году Мариамян-Овнанян. Они функционировали до начала XX века. Развитие женского образования было в центре организованного в 1881 году Благотворительного общества армянок. По инициативе женщин на новой основе стали рассматриваться практические вопросы не только школьного, но и дошкольного образования. Усилиями Софьи Бабоян и Гаяне Ионисян в столице Грузии в 1882 году был создан первый народный детский сад. Тогда же по инициативе С.В.Аргутинской-Долгоруковой стала функционировать первая в городе детская библиотека.

В это время и в последующие годы в Тифлисе действовало немало частных армянских учебных заведений. В частности, поданным 1901 года, здесь функционировали пансионы Тер-Акопова и Манденова, училище и пансион Тер-Осиповой, частные торговые школы Тер-Степанова и Манташева, гимназии Аргутинского-Долгорукого и Лисициан и т.д. Следует отметить, что в Лисициановском учебном заведении осуществлялось редкое для того времени совместное обучение мальчиков и девочек.

Армянские школы работали не только в Тифлисе, но и в других, преимущественно населенных армянами городах и селах, например в Ахалгори, Цхинвали, Каспи, Кахурели, Дзегви, Кавтис-Хеви, Карахачи, Ахалкалаки, Ахалцихе. В Ахалцихе, в частности, с середины XIX века функционировала школа Карапетян (названа именем архиепископа Карапета Багратуни), которая, согласно историческим свидетельствам, была второй на Кавказе после Нерсисяновской.

В 1882 году в столице Грузии состоялся первый армянский всеобщий съезд учителей, а в 1907 году восточно-армянские учителя создали там же союз учителей и учительниц кавказских армянских школ, который в 1908-1914 гг. издавал свой печатный орган "Нор Дпроц" ("Новая школа").

Арменологические дисциплины нашли свое отражение и на уровне высшей школы. В 1922 году в Тбилисском государственном университете была основана кафедра армянского языка и литературы, которую длительное время возглавлял видный филолог, профессор Л.Меликсет-Бек, а в более поздние годы при Тбилисском педагогическом институте был открыт армянский историко-филологический факультет.

Тифлис был не только просветительским, но и крупнейшим печатным центром армян восточного региона. Первую типографию при созданной им же школе основал в 1823 году Н.Аштаракеци. Она действовала до середины 1860 года и весьма содействовала расширению армянского книгопечатания - именно здесь был впервые напечатан роман Х.Абовяна "Раны Армении".



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:14:46 | Сообщение # 14
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
В 1860-1880 гг. заметное место занимала типография А.Энфианджианца, где впервые были изданы многие произведения классиков армянской литературы. Значительную роль в издании книг на высоком полиграфическом уровне играли в последующие годы оснащенные электричеством типографии О.Мартиросянца, Т.Назаряна, Н.Аганянца в Тифлисе, братьев Аветисовых в Ахалцихе и других. До 1920 года в Тифлисе действовало более 30 армянских и 20 прочих типографий, в которых печатались книги и на армянском языке.

Организация и работа грузинских типографий, издававших литературу на родном языке, на определенном историческом этапе была связана с именем видных константинопольских мастеров-армян. В частности, П.Ованесян по указанию грузинского царя Ираклия II в 1781 году реконструировал и восстановил типографию, основанную еще в 1709 году другим грузинским царем Вахтангом VI (впоследствии закрытую). Другой не менее известный печатник П.Арамян за 70 лет своей деятельности изготовил различные виды шрифта, в том числе грузинские шрифты, а также организовал печатание книг на грузинском языке.

Большую роль в издании произведений армянских писателей и переводной литературы, а также распространению этих книг среди народа сыграло основанное в 1880 году в Тифлисе Армянское издательское общество. До своего закрытия в 1900 году ввиду царского запрета, им было издано 174 названия книг, из них 108 переводных. После первой русской революции данное общество возобновило свою деятельность.

Ценную арменоведческую, а также кавказоведческую литературу издавала другая авторитетная организация - Тифлисское армянское этнографическое общество.

Распространению знаний и развитию просвещения способствовала также деятельность библиотек и музеев. Довольно богатые по своим временам библиотеки имели школа Нерсисян и Кавказское армянское благотворительное общество. В фондах последней, например, в 1917 году насчитывалось более 17 тысяч книг.

Широкой популярностью пользовался созданный в 1910 году в Тифлисе этнографический музей, где его основателем, известным этнографом Е.Лалаяном было собрано большое количество ценных экспонатов материальной и духовной культуры (впоследствии этот музей послужил основой для организации государственных исторических музеев Грузии и Армении). Следует также отметить, что Е.Лалаян издавал в Тифлисе первый армянский специализированный журнал "Азгагракан андес" ("Этнографический журнал"). Специализированная печать в наибольшей степени способствовала пропаганде тех или иных знаний. Целью распространения агрохимических и медицинских знаний служили такие периодические издания, как например, "Арохчапахик терт" ("Гигиеническая газета", 1903-1905 гг.) В.Арцруни и "Гюхантес" ("Агроном", 1905-1917 гг.) А.Атанесяна, а развитию армянской педагогической мысли содействовали, в частности, "Манкаваржаноц терт" ("Педагогическая газета", 1878-1879 гг.) А.Тер-Иоаннисяна, "Варжаран" ("Учительница", 1882-1884 гг.) Н.Хосровянаи "Манкаваржаноц" ("Педагогическая школа", 1884-1887 гг.) Х.Степаняна.

Должное внимание уделяла специализированная печать вопросам языкознания и ее областей. В 1871 году Н.Тер-Гевондян издал учебник "Родной язык", использовавшийся на протяжении 40 лет в армянских школах, а С.Паласанян не менее ценные труды: "Общий обзор нового восточно-армянского письменного языка" (1870) и "Грамматика родного языка" (1874).

Не безинтересно отметить, что первая "Грамматика грузинского языка" была составлена в 1737 году армянским философом и переводчиком Зурабом Шаншовани (Шаншоян), находившемя в окружении грузинского царя Вахтанга VI. При ее создании он пользовался грамматикой Симона Джугаеци, напечатанной в 1725 году в Константинополе. (Ц.Агаян. "Вековая дружба народов Закавказья", ч.1, изд."Айастан", 1970).

Важное значение в лексикографии имело издание словарей, в частности, русско-армянского словаря Г.Ерецпохяна (1854) и армяно-русского словаря К.Ягубяна (1891). Высоким научным уровнем отличались также русско-армянский (1906, 125 тысяч слов) и армяно-русский (1911, 70 тысяч слов) словари А.Дагбашяна.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:15:01 | Сообщение # 15
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Исследования грузинских и армянских ученых показали, что армянские словари были использованы грузинским писателем и ученым С.Орбелиани при составлении им первого научно обоснованного "Грузинского словаря". В "Памятной записи" он свидетельствует: "Увидя краткий армянский словарь, который у них называется "Баргирном", я по их подобию взялся за составление сего словаря и, поскольку смог, составил". (Ц.Агаян, "Вековая дружба народов Закавказья", ч.1, изд."Айастан", 1970.)

Тифлис являлся основным центром издания армянской периодической литературы. С 1846 года здесь начали выходить газеты и журналы на армянском языке. До 1920 года было опубликовано свыше 180 названий периодических изданий.

Второй по времени орган периодики восточно-армянской действительности издавался под названием "Кавкас" ("Кавказ", 1846-1847 гг.) в качестве армянского варианта официальной газеты на русском языке. В 1850-1851 гг. ее сменила первая восточно-армянская газета на ашхарабаре -"Арарат" Г.Патканяна. Крупную роль играла издававшаяся в Тифлисе либерально-буржуазная газета "Мшак" ("Труженик", 1872-1921 гг.), основанная Г.Арцруни. Она значительно повысила газетную культуру, подняла армянскую публицистику на новую ступень и завоевала широкую известность.

Национально-консервативных позиций придерживались имевшие также большую популярность газеты "Мегу Айастани" ("Пчела Армении", 1858-1886) С.Мандиняна и П.Симоняна и "Нор Дар" ("Новый век", 1884-1906) Сп.Спандаряна. Газета "Ардзаганк" ("Эхо", 1882-1898) и журнал "Порц" ("Опыт", 1876-1881) Абг.Иоанисяна, принадлежащие к либерально-консервативному кругу сыграли важную роль в развитии новой армянской литературы.

Демократический уклон имел национально-консервативный журнал М.Агабекяна "Крунк айоц ашхарин" ("Журавль страны армян", 1860-1863), сыгравший заметную роль в оживлении литературной жизни так же, как и один из лучших армянских литературно-политических журналов "Мурч" ("Молот", 1889-1907) А.Арасханяна, затем Л.Саркисяна.

Среди маленьких читателей огромным успехом пользовались детские журналы "Ахбюр" ("Родник", 1887-1918) Ф.Назаряна и "Аскер" ("Колосья") К. и С.Лисицианов.

В Тифлисе с самого начала прописалась армянская сатирическая журналистика. Здесь увидели свет такие сатирико-юмористические издания, как "Хатабала"(1906-1916), "Аели" (1906-1907), "Гоп-гоп" (1906), "Зурна" (1906-1909), "Моцак" (1906-1907), "Ан-намус" (1907).

Газета "Мшак" и юмористический журнал "Хатабала" А.Ериняна лидировали среди всех выходящих в Тифлисе периодических изданий по колическву тиража.

"Тифлисский вестник" (1873-1880), основанный К.Бебутовым, стала первой на Кавказе частной газетой на русском языке, а журнал "Искусство" (на русском языке), путевку в жизнь которому в 1919 году дал Т.Тарумов (вместе с Я.Львовым), стал первым периодическим органом в этом направлении, ярко освещавшим богатую жизнь искусства в Тифлисе. Небезынтересно также отметить, что редактором грузинской газеты "Синатле" ("Свет") в 1908-1910 гг. был А.Варназян (известный в широких кругах под псевдонимом Цапцас Занги), а А.Туманова с 1890 года редактировала и издавала грузинский детский журнал "Джеджили" ("Нива"), в котором сотрудничали все лучшие грузинские писатели.

С Грузией связано развитие новой армянской классической литературы. Именно в ее столице прошла творческая жизнь таких ее видных представителей, как Раффи, Л.Агаян, О.Туманян, Нар-Дос, Мурацан, Х.Абовян, Г.Сундукян, А.Ширванзаде, А.Акопян, А.Цатурян и другие.



 
Форум » Тестовый раздел » История » Армяни Грузии
Страница 1 из 212»
Поиск:


Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz