Вход

Регистрация
Главная
 
CHUMAZIK 
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [3]
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

ИСТОРИЯ ДЖАВАХКА
Джавахк – историческая справка

Первые упоминания о Джавахке встречаются еще в глинописных надписях периода Ванского царства (Урарту) и относятся к концу IX века до н.э. Царь Ванского царства Аргишти II (786-764 гг. до н.э.) в составленной им знаменитой Хорхорийской надписи упоминает о провинции Забаха (Джабаха), покоренной им наряду с другими соседними областями. По мнению многих историков, уже с начала VIII до н.э. Джавахк, будучи заселен в основном армянами, был присоединен к Ванскому царству и являлся его крайней северо-западной провинцией. Впоследствии Джавахк, к этому времени разделенный на две провинции – Верхний Джавахк и Нижний Джавахк, вошел в состав исторической области (ашхара) Гугарк Великой Армении, и находился в ее составе до падения династии Аршакидовв 428 г.
В дальнейшем, вплоть до VII в. Джавахк, как и остальные области Восточной Армении, входил в состав Персидскогоцарства. Позднее Джавахк, вместе с остальными областями Армении, был захвачен арабами. Провинция Джавахк находилась под арабским господством до конца IX в., когда царь Армении Смбат I Багратуни (890-914 гг.) вновь присоединил всю область Гугарк, вместе с Джавахком, к своему царству.
С ослаблением Армянского царства Багратидов Джавахк в конце X -начале XI вв. вошел в состав царства грузинских Багратидов. В 1044-1047 гг. грузинский царь Баграт IV на месте слияния реки Парвана с ее притоком Карасунахпюр основал крепость Ахалкалак. Однако Джавахк недолго входил в состав царства грузинских Багратидов. В 1064 г. турки-сельджуки во главе с Алп-Асланом захватили и разграбили Ахалкалакскую крепость. С этого времени Джавахк стал постоянно подвергаться разбойничьим набегам турок-сельджуков.
Лишь в конце XII в., в период царствования грузинской царицы Тамары, в результате побед полководцев Иване и Закаре Закарянов над сельджуками, Джавахк был присоединен к Грузинскому царству. Как и остальные территории Северной Армении, Джавахк был отдан в управление представителям армянского княжеского рода Закарянов. В Джавахке правителями были назначены Саркис Тмогвеци и Шалва Торееци. В этот период крупным центром Джавахка, наряду с Ахалкалаком, становиться знаменитая крепость Тмкаберд, находящаяся на берегу Куры.
В 1266 г. правитель Тмкаберда Саркис Джахеци, пользуясь противоречиями между Грузинским царством и вторгшимися монголами, смог основать самостоятельное княжество, которое, усилившись, включало в себя территории от Ташира до Эрзерума, и было известно под именем Самцхетского атабекства. Это княжество, большую часть населения которого составляли армяне, сохраняло свою относительную самостоятельность вплотьдо 1535 г. В 1484 г. персидский шах Якуб со своими войсками вторгся на территорию княжества, разграбил и увел в плен многих жителей. В результате княжество ослабло и несмогло противостоять нападению объединенных сил грузинских царств Имеретии и Картли, которые захватили его в 1535 г. Однако уже в 1547 г. турки-османы захватили крепости Ахалкалак и Ахалцихе, а впоследствии, в 1637 г. основали на территории Джавахка Ахалцихский элайет, впоследствии отдельный санджак (провинцию).
Джавахк издревле был населен армянами, о чем свидетельствуют как армянские, так и грузинские, арабские, турецкие и другие источники. По данным грузинского источника Леонти Мровели, в начале IV в., во время распространения христианства святой Нуне (грузинской Нино), разговорным языком населения Джавахка был армянский. По сведениям турецких налоговых реестров XVI – XVIII вв., в населенных пунктах Джавахка и прилегающих районов в основном проживали армяне. Об этом также пишут грузинский автор Вагушти Багратиони, член конгрегации мхитаристов Гукас Инчичян и другие.
Однако установление турецкого владычества оказало значительное влияние на этнический состав Джавахка. Постепенно христианское население края, и в первую очередь армянское уменьшалось, а вместо этого увеличивалось количество мусульманского населения, в основном за счет лазов и черкесов. К концу XVIII в. Джавахк потерял значительную часть своего коренного армянского населения, часть которого переселилась в другие края, а часть была просто уничтожена. Турецкие власти значительно укрепили Ахалкалакскую и Ахалцихскую крепости, на территории Джавахка был создан Ахалцихский пашалык, являющийся важным форпостом на северо-восточных границах Османской империи.
Новый этап в многовековой истории Джавахка связан с началом установления господства на Кавказе Российской империи. В 1807 и 1810 гг. русские войска дважды осаждали Ахалцихскую крепость,
считавшуюся в то время самой непреступной турецкой крепостью в Передней Азии, но безуспешно. Однако 8 декабря 1811 г. малочисленный отряд русских войск под командованием генерала Котляревского, совершив тяжелый переход в зимних условиях, внезапной ночной атакой захватил Ахалкалакскую крепость. Но в 1812 г., по условиям Бухарестского мирного договора с Турцией, Россия была вынуждена вернуть ей Ахалкалакскую крепость.
С целью оживления экономической жизни опустошенной исторической армянской Лорийской области, до этого входившей в состав Восточной Грузии и вместе с ней в 1801 г. вошедшей в состав России, российские военные власти в начале XIX в. не раз организовывали депортации армянского населения из соседних регионов, принадлежащих Турции и Персии.
В результате таких действий территории Ереванского ханства, Ахалцихского (в состав которого входила и территория исторического Джавахка) и Карского пашалыков лишились части своего коренного армянского населения. Только в ноябре 1810 г., после неудачной осады Ахалцихской крепости, русский главнокомандующий генерал Тормасов насильственно переселил оттуда 1500 свыше христианских семей со всем своим движимым имуществом в Лори и окрестности Тифлиса, не обеспечив их необходимыми средствами, в результате чего многие семьи погибли или рассеялись. Сам Тормасов писал царю, что он так разорил этот край, что врагу понадобится долгое время для его заселения и экономического восстановления.
Во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. русские войска под командованием И.Ф.Паскевича 24 июля 1828 г. вновь захватили Ахалкалакскую крепость и подошли к стенам Ахалциха. Русским войскам предстояло штурмовать самую сильную турецкую крепость на восточных рубежах Османской империи, гарнизон и мусульманское население которого состояли, по свидетельству современников, из
наиболее воинственных жителей Турции. Однако русские войска, в результате решительного и кровопролитного штурма 16 августа 1828 г. захватили Ахалцихскую крепость. Это имело огромное значение для всего дальнейшего хода войны.
Согласно Адрианопольскому мирному договору, заключенному 2 сентября 1829 г., Ахалкалак и Ахалцих вошли в состав Российской империи. Кроме этого, всоответствии с этим договором, в 1830-1831
гг. из Эрзерума, Ардагана и других районов Западной Армении в Джавахк переселилось большое количество армян во главе со своим духовным предводителем архиепископом Карапетом Багратуни. В результате была восстановлена численность армянского населения Джавахка, которое в результате бесконечных войн значительно сократилось.
Наряду с местными 1716 семействами (около 10-11 тыс. человек) армян, 639 семействами мусульман и 179 семействами грузин, здесь поселилось около 58 тысяч армян из Западной Армении. По желанию императора Николая I фельдмаршал И.Ф.Паскевич решил поселить их на территории бывшего Ахалцихского пашалыка, чтобы, как указывал ему император, армянское население несло охрану данного края по примеру казачьих военных поселений в других районах России. А на месте бывшей турецкой крепости был разбит русский военный лагерь – прообраз современной российской базы. Нынешняя Ахалкалакская 62-я база, как и расположенная по соседству старая турецкая крепость – свидетели и символы покорения Россией Закавказья. Армяне Джавахка оказали значительную помощь российским войскам в ходе всех последующих русско-турецких войн XIX в., а также в период Первой мировой войны. Армянское население Джавахка являлось верным оплотом российских военных властей и во время антироссийских выступлений грузинского населения Кавказа, как это было, например, во время крупного восстания в Гурии в 1841 г. За почти два века, всего лишь в течение неполных 3 лет (с 1918 по 1921 гг.) в Ахалкалаки не находилось подразделений российских/советских войск и целые поколения ахалкалакцев выросли с чувством того, что военная база является частью их жизни, истории и гарантией их безопасности.
Присоединение Джавахка к России имело большое значение для нормальной жизни и деятельности армянского населения края. Край стал одним из центров торговли и ремесленничества на Кавказе, усилиями Карапета Багратуни была открыта известная школа Месропян. В Джавахке родились и выросли многие видные сыны армянского народа – писатели Дереник Демирчян и Ваан Терьян, первый ректор Ереванского университета Акоп Манандян, военный министр I Республики Армения Рубен Тер-Минасян и многие другие. Из четырех премьер-министров Республики Армения двое – Ованес Качазнуни и Амо Огаджанян, также были родом из Ахалкалака.
После революции 1917 г. и распада Российской империи в истории Джавахка, как и всего региона, начался новый этап, полный испытаний и трагедий. Русские войска, ведущие боевые действия на
Кавказском фронте первой мировой войны, начали стихийно покидать боевые позиции, что позволило турецким войскам перейти в наступление на всем протяжении фронта. Малочисленные армянские войска оказались не в состоянии противостоять наступлению турецких войск.
В мае 1918 г. турецкие войска, преодолев сопротивление немногочисленных армянских отрядов самообороны, захватили Джавахк. Десятки тысяч армян Джавахка, в основном из Ахалкалака и окрестных сел, в памяти которых были еще свежи воспоминания о геноциде армян 1915 г. в Османской империи, спасаясь от наступления турецких войск, попытались найти убежище на территории Грузии. Однако правительство Грузинской Демократической Республики, созданной в конце мая 1918 г., отдало приказ своим войскам под командованием генерала Арджеванидзе невпускать армянских беженцев на свою территорию, тем самым обрекая их на гибель от холода и голода. Большая часть беженцев из Ахалкалаки была вынуждена обосноваться в лесах в районах Цалки, Боржома и Бакуриана, к северу от Ахалкалака. К началу весны 1919 г. в результате турецкого вторжения, голода, холода и болезней погибло около 40 тыс. армянских беженцев из Ахалкалака и окрестных сел.
Сразу же после своего образования, грузинское правительство выдвинуло свои претензии на населенные армянами области Джавахка, как впрочем и на некоторые другие области Северо-Восточной Армении, что привело в конце 1918 г. к армяно-грузинской войне, которая началось после того, как Турция вывела свои войска с территории Джавахка и Лори. Армянские войска со стороны Александрополя вступили на территорию Джавахка и начали успешно продвигаться вперед. Однако вскоре военные действия были прекращены и в результате Грузия, при поддержке держав Антанты, установила свою власть в Джавахке. Грузинские власти установили в Джавахке режим военной диктатуры, начался процесс принудительного заселения края грузинскими переселенцами из внутренних районов Грузии.
В феврале 1921 г. в Джавахк опять вторглись турецкие войска. Грузинские войска, как и в 1918 г., вновь не оказали никакой помощи армянскому населению края, вынужденному своими силами противостоять турецким войскам. В результате вторжения турецких войск, голода и болезней только в Ахалкалакском районе в 1918-1921 гг. погибло около 50% армянского населения.
После установления советской власти в Армении и Грузии, вновь был поднят вопрос о принадлежности Джавахка. Подавляющее большинство населения края, и в первую очередь Ахалкалакского района, выступало за присоединение края к Советской Армении.
Вопрос о принадлежности Ахалкалакского района был решен на пленуме КавбюроВКП(б) 7 июля 1921 г. и был передан на рассмотрение ЦККПГрузии. Нетрудно догадаться, что ЦККПГрузии однозначно высказался за передачу Ахалкалакского района Советской Грузии. По «случайному» совпадению событий, 5 июля 1921 г. на заседании того же Кавбюро ВКП(б) было принято решение о передаче другой исторической армянской области – Нагорного Карабаха, в состав Советского Азербайджана.

Ахалцихе

Расположенный в 220 км к западу от Тбилиси и в 300 км. к северу от Еревана город Ахалцихе, в виду занимаемого выгодного стратегического положения всегда являл собой арену жесточайших столкновений региональных держав. В древности этот край был частью армянского государства (провинция Гугарк), к которому он был окончательно присоединен в 189 г. до н. э. основателем армянского царского дома Арташесидов Арташесом Первым. С ослаблением армянской государственности данная территория в 37 г. н. э. была передана Римом под юрисдикцию Грузии, хотя армянский этнокультурный элемент продолжал играть здесь важнейшую торговую и экономическую роль. Будучи театром военных действий, территория Ахалцихе перманентно переходила из рук в руки. Собственно город Ахалцихе берет свое начало с Х в., когда князь Гварам основал здесь крепость Ломсианта. Спустя два столетия, край был занят царицей Грузии Тамарой и присоединен к Грузинскому царству, как область Самцхе (в переводе с грузинского — «земля месхов»). Царица реконструирует занятую цитадель, и нарекает бастион «Новой крепостью» — Ахалцихе. В 1236 году город завоевывают вторгшиеся в регион из Центральной Азии турки-сельджуки и подвергают его разрушению. В XIV веке данная территория существует как полузависимое политическое объединение, которым попеременно управляют представители армянских и грузинских княжеских домов. В 1416 году город вновь подвергается разрушению, на этот раз предводителем тюркского племенного союза какракоюнлу Караюсуфом. В 1828 году русский генерал Паскевич занимает Ахалцихе и присоединяет его к Российской империи. Он же в 1830 году из армянского Карина (Эрзрум) осуществляет переселение 2536 армянских семей в Ахалцихе.
«Армяне Ахалцихе составляли основу торгово-купеческого и производственного городских сословий, имели ремесленные ряды, а также занимались врачеванием и образованием. В городе издавалась армянская периодика, и функционировали многочисленные школы. Действовало пять армянских церквей, и в их числе — знаменитый учебно-образовательный комплекс при храме Сурб Ншан. Церковь Сурб Аствацацин, датируется 1356 годом. В XII-XIII веках была построена церковь Сурб Еремян. Помимо армянских церквей, в городе действовала мечеть и две синагоги».
Из школ Ахалцихского региона вышли в большой мир академики А. Манандян, и С. Малхасян, профессоры Б. Фанарджян и Г. Навакатикян, выдающиеся художники В. Суренянц и А. Коджоян, певица Л. Закарян, виднейший деятель католической церкви, кардинал Г. П. Агаджанян и многие другие».
В настоящее время в Грузии действует около полутора десятка армянских общественных и культурных организаций. Это и "Союз армян Грузии" и "Союз армян Аджарии", "Крунк" в Абхазии, "Джавахк" и "Вирк" в Ахалкалаки, "Шарль Азнавур" в Ахалцихе, "Саят-Нова", "Союз армян Тбилиси", "Наири" в столице Грузии и другие.
В Джавахке действует ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМАМ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ , который при поддержке Европейского центра по делам меньшинств (ECMI), создал веб сайт www.javakheti.org - интернет портал для поддержки неправительственных организаций и общин региона Джавахети. Сайт на четырех языках.

Категория: Мои статьи | Добавил: chumazik (12-Дек-06)
Просмотров: 2588 | Комментарии: 8
Всего комментариев: 7
7 Aaronmatthew49  
0
Великолепно!

6 djuli  
0
Здраствуйте Всем Всем.
Читая Историю Джавахка мне было удивительно, приятно в тоже время нестерпимо больно, душевная боль за свой народ, который был долгие годы гоним и подвергался попытке истребления. Читая историю Джавахка передомной так и мелькали картинки как мой народ сгоняли с своих исторических земель, с земель где заложены наши истоки происхождения и чья бы нога не ступала на эти земли (иных племен, наций и т.п.)эта земля все равно наша и только наша, так как Мы в каждом камешке , в каждой травинке, Мы есть горы...Мы есть Все. А нас сгоняли, убивали,сгоняли на земли Джавахка и снова убивали. Только это я увидела на странице этого сайта.
Это не упрек автору ,наоборот Вам явыражаю отдельно Спасибо. Но правда на столько жестка и больно колит , что об этом мне хочеться поделиться со всеми Вами.

5 мальвинка377  
0
Армяне это самая лучшая нация и всем нам просто напросто завидуют))))))))))))))))))))))) happy

4 tat1982man  
0
МОЛОДЕЦ! УМНИЦА! biggrin

3 chumazik  
0
как это нету, а это что вам?

2 Джавахк-Арцах-ЕРЕВАН  
0
ДА я вас прекрасно понимаю,
Что даже в интернете нечего нету про ДЖАВАХК smile

1 Javaxkuhi  
0
СПАСИБО!!!Ес инчкан пнтрел еи.чеи гте Джавахкин максин айскан хетакркир банер..Патмутян Дасадунерус харцрел еи,иренк ел чгитеин...Шат Шнорхакал ем...Апрек!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Нормально
4. Ужасно
5. Плохо
Всего ответов: 173
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт создан в системе uCoz