Вход

Регистрация
Главная
 
CHUMAZIK 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Форум » Тестовый раздел » История » История великого и древнего государства!!!!
История великого и древнего государства!!!!
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 11:40:32 | Сообщение # 136
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
О письменах страны Армянской и народа Асканазеан 2, дарованных богом, о том, когда и при каких (обстоятельствах) были они пожалованы и чрез какого мужа была явлена эта новая милость божья, а также о светлом учении того мужа и об ангелоподобном благочестии его, — обдумывал я воспоминания свои красочно повествовать 3 в особой книге. И покуда в тайниках дум своих старался я наедине с собой припоминать (события), дошло до меня повеление (о том же), почтенного мужа по имени Иовсэп 4, ученика мужа того, а вместе с тем и поощрение других моих сотоварищей по учению. Потому-то я, бывший в положении особливого ученика его, хотя и был среди них самым младшим и дело это было сверх сил моих, увлеченный поступившим справедливым повелением, поспешно и без промедления (начал) повествовать предложенное. И мы умаляем их всех молитвами своими присоединиться к нам, поручив нас милости божьей, дабы могли мы успешно и устремленно плыть по широко катящимся волнам наставнического моря 5.


 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 11:44:33 | Сообщение # 137
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
ИСТОРИЯ УРАРТУ

IV-III тысячелетия - Возникновение праармянских племенных союзов на территории Армянского нагорья

859 год до н.э. - Упоминание о первом царе государства Урарту-Араме в ассирийских клинописях

782 год до н. э. - Основание крепости-города Эребуни

550 год до н. э. - Упоминание об Армянском царстве в хрониках Ксенофонта.

520 год до н. э. - Упоминания страны Arminia и народа Armina в Бехистунской трёхъязычной надписи царя персов Дария I (Гистапа).

V - Завершение этнического оформления армянского народа и формирования армянского языка. Ц5-56 годы до н. э. Царствование Тиграна II (Великого), эпоха |Ц; расцвета древнеармянской государственности. Ш год. Принятие армянами христианства и признание христианства единственной и государственной религией Армении

387 год. - Раздел древнеармянского государства между Римом и Персией

405 год. - Создание армянским учёным и просветителем Месропом Маштоцем армянской письменности

451 год, 26 мая - Сражение полководца Вардана Мамиконяна с персами при реке Тхмут (Аварайрская битва)

859 год. - Образование вассального Арабскому Халифату Армянского княжества

885 год. - Основание династии Багратидов и восстановление государственности в Армянском царстве Багратидов

1045 год. - Завоевание Армении Византией и турками-сельджуками

1080 год. - Основание династией Рубенидов Киликийского армянского государства

1124 год. - Освобождение города Ани от турок-сельджуков

1236 год. - Начало нашествия монголов на Армению

1375 год. - Падение Киликийского армянского царства от нашествия египетских мамелюков

1441 год. - Перенос Престола Католикоса всех армян в Эчмиадзин

1639 год. - Раздел Армении между Османской Турцией и Персией

XVI век. - Обращения армян к европейским государствам с просьбами о защите от турок и персов

XVII век. - Армянские посольства в России

1722 год. - Выход русских войск к Каспийскому морю. Занятие Баку, Дербента

1724 год. - Создание Давид-Беком независимого Армянского княжества в Кафане

1812 год. - Победа русских войск над персами при реке Араке

1813 год. - Подписание Россией и Персией Гюлистанского договора

1826-1828 годы. - Вторая война с Персией. Присоединение к России Восточной Армении по Туркманчайскому договору

1828 год. - Образование Армянской области в составе Российской империи

1849 год. - Создание Эриванской губернии в составе Российской империи

1878 год, март. - Подписание Сан-Стефанского договора

1878 год, июль. - Заключение Берлинского договора

1894 год, лето - Резня армян в Сасуне

1895 год, осень - Резня армян в Константинополе, Трапезунде, Эрзеруме, Себастии, Ване, Баязете.

1909 год, апрель - Резня армян в Адане.

1914 год, 1 августа - Начало Первой Мировой войны.

1914 год, октябрь - Вступление Турции в войну на стороне Германии

1914 год - Уничтожение военнослужащих армянской национальности в турецкой армии

1915 год - Депортация и уничтожение армян, выселенных в пустыни Сирии и Месопотамии

1915 год, 24 апреля - Уничтожение армянской интеллигенции Константинополя

1917 год, 25 октября - Победа социалистической революции в Петрограде, падение Временного правительства

1918 год - Сражения армянского народа с турецкими войсками у Сардарапата, Караклиса, БашАпарана. 1918 год, 28 мая. Восстановление армянской государственности,
провозглашение Республики Армении.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 11:46:29 | Сообщение # 138
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Урарту

В конце бронзового века процесс распада первобытнообщинного строя у закавказских племен был в основном завершен. Выделение богатой племенной аристократии из массы свободных общинников, образование больших племенных союзов, постоянные столкновения их между собой и грабительские походы некоторых наиболее могущественных племенных образований в дальние страны привели к тому, что закавказские племена на рубеже II—I тысячелетий до н. э. уже стояли на пороге классового общества.

В начале I тысячелетия до н. э. процесс классообразования был ускорен тем, что ряд закавказских областей вошел в состав молодого рабовладельческого государства, известного по ассирийским источникам под названием Урарту. Центр этого государства, сложившегося в IX в. до н. э. на основе объединения нескольких сильных племенных союзов, находился в районе озера Ван, на самой границе великого и грозного Ассирийского царства. Ассирия сразу же вынуждена была вступить в длительную и упорную борьбу с этим новым, стремительно возвысившимся противником. Но Ассирия не смогла противодействовать росту Урартского государства. Около 30 лет с постепенно затухающим для Ассирии успехом продолжалась борьба царя Салманасара III с урартами. Отдельные эпизоды этой борьбы изображены на бронзовых обивках ворот, найденных при раскопках на холме Балават, около ассирийскойстолицы Ниневии, и красочно описаны в дошедших до нас ассирийских летописях.

В описании одного из походов (834 г. до н. э.) говорится об урартском правителе Сидури (Сардури). От времени этого первого упомянутого в письменных ассирийских источниках урартского царя сохранились у западного склона Ванской скалы развалины циклопической крепостной стены. На стене имеются три одинаковые надписи, написанные по-ассирийски. Они дают пространную титулатуру царя Сардури, сына Лутипри, и содержат сведения о доставке камня для постройки стены. При преемнике Сардури — царе Ишпуини — были проведены большие строительные работы в районе столицы государства — г. Тушпы, на восточном берегу озера Ван. От этого царя дошли до нас и первые надписи на урартском языке.

В период становления Урартского государства ассирийское влияние на культуру и жизнь урартов было очень сильным. Они заимствовали не только ассирийскую клинопись, приспособив ее знаки к своему языку, но и самые формулы летописей, описывающих завоевания и строительство. Урартские воины пользовались оружием, изготовленным по ассирийским образцам. Придворные урартские мастера кодировали произведения искусства из дворцов Ниневии и Кальху. Однако этот слой заимствований был в значительной мере поверхностным, поскольку местные элементы, идущие еще от энеолитической культуры, продолжали жить и развиваться.

В конце IX в. до н. э. мощь Ассирии постепенно падала, и ее прежнее положение среди государств Передней Азии стало переходить к Урарту, переживавшему бурный расцвет, длившийся около 70 лет.

При царе Менуа, сыне Ишпуини, вступившем на престол около 810 г. до н. э., в центре государства шло большое строительство городов, крепостей, дворцов и храмов, расширялась ирригационная система. К столице страны — г. Тушпе — была подведена питьевая вода из горных родников, расположенных к югу от р. Хошаб.

Значительно расширилась и территория царства, в которое вошли страны Мусасир, Мана и Наири; урарты доходили до границ Ассирии, а на западе достигли излучины р. Евфрата и проникли в Северную Сирию, завладев путями, связывавшими Переднюю Азию со Средиземноморьем. На северо-западе урарты, перейдя р. Араке, достигли богатой страны Диауехи, о чем говорят установленные там победные надписи. Началось и продвижение в Закавказье. На правом берегу Аракса, на склоне Арарата, у современного сел. Ташбурун, Менуа создал свой административный центр, назвав его Менуахинили (постройки царя Менуа).



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 11:47:01 | Сообщение # 139
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Аргишти, сын Менуа, правивший в первой четверти VIII в. до н. э., начал планомерное завоевание закавказских земель, расположенных к северу от Аракса.

Согласно летописи царя, высеченной на Ванской скале, на пятом году своего правления Аргишти совершил поход в район озера Севан, покорил г. Кехуни (находившийся около современного сел. Лчашен) и построил г. Эребуни, в который были переселены пленные из стран Хатти и Цупани (западная излучина Евфрата). Местоположение Эребуни удалось твердо установить. В 1950 г. на южной окраине Еревана, на холме Арин-берд, была обнаружена надпись: “Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил, установил ее имя Эребуни для могущества страны Биайни (так называли урарты свою страну.—Ред.) и для устрашения вражеских стран...”

Раскопки, производившиеся на Арин-берде, дают полное представление об этом крупном урартском административном центре, служившем одновременно и царской резиденцией. Внутри цитадели г. Эребуни находились дворец, храмы и крупные постройки хозяйственного значения. Укрепленные ворота вели в обширный двор. Напротив ворот возвышался дворец, слева — храм с колоннадой перед фасадом, а справа — грандиозное здание, вероятно амбары для зерна. В юго-западном выступе цитадели находились кладовые для вина, где крупные сосуды — карасы — были вкопаны в земляной пол.

В Эребуни было найдено семь клинообразных надписей Аргишти I и одна надпись Сардури II. В них рассказывается о постройке города, дворца, храма и закромов. Особенно интересным оказался дворец. В нем был открыт дворик с колоннадой по периметру, парадные комнаты, небольшой храмик, кладовые и различные помещения. Один большой зал украшала монументальная роспись, выполненная в основном белой, синей, красной и черной красками. Она носила орнаментальный характер и состояла из полос,заполненных ступенчатыми башенками, пальметками, изображениями священного дерева со стоящими около пего божествами, гирляндами бутонов и др. Центральная полоса была занята крупными изображениями львов, быков, коленопреклоненных крылатых гениев, геометрическими фигурами. Подобные или близкие к этой росписи известны в ассирийских дворцах, в частности во дворце Ашшурнасирапала II в Кальху. В цитадели Эребуни находилось два храма: один небольшой на территории дворца, другой на площади. Стены храмов также были украшены изображениями различных божеств, из которых сохранился только главный бог Халди, стоящий на льве. Крепость Эребуни служила базой для урартского войска; здесь хранились продовольственные запасы, отсюда снаряжались походы в разные страны Закавказья.

Присоединив к Урартскому царству южное Закавказье, урарты заняли Араратскую низменность, плодородную область, центр земледелия и садоводства. Летопись Аргишти I рассказывает о том, что на 11-м году своего правления урартский царь в Араратской равнине построил еще один город — Аргиштихинили, также ставший крупнейшим хозяйственным центром. Из клинообразных надписей, происходящих из района цитадели этого города, расположенной на холме у сел. Армавир, мы знаем о постройке крепостей, создании каналов, разведении плодовых садов и виноградников, о больших полях с посевами. Это был цветущий богатый район, игравший немалую роль в хозяйстве Урарту.

Из горных районов (гора Арагац и побережье Севана) урарты угоняли громадное количество лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Походы в горные области, как повествуют надписи, совершались два раза в год — весной и осенью, что, вероятно, было связано с полукочевой формой скотоводства у закавказских племен: урарты нападали на их поселения в тот период, когда скот находился на зимовищах.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 11:47:20 | Сообщение # 140
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Захват горных областей Кавказа был важен для Урарту еще и потому, что горы Малого Кавказского хребта были чрезвычайно богаты медной рудой, которая на основной территории государства встречалась в очень небольшом количество.

Зенита своего могущества Урартское государство достигло при сыне Аргишти царе Сардури II (вторая четверть VIII в. до п. ;”.). При нем урарты владели Сирией и держали в руках пути в Средиземноморье. Именно в это время предметы урартского ремесла проникали во Фригию, в Грецию и даже в Италию. Летопись Сардури II, открытая в нише на северном склоне Канской скалы, красочно описывает военные успехи урартского поиска, захват новых областей и жестокую расправу с сопротивлявшимися. В тексте часто упоминаются походы в закавказские земли, в частности в страну Эриахи, существовавшую в районе современного Ленинакана.

Урартскoe войско было хорошо организованным, в него входили отряды пеших лучников, копейщиков и всадников. Ассирийские письменные источники называют даже области, где выращивались для урартской конницы жеребята, которых тренировали специально для военного дела. Наряду с постоянными военными экспедициями в Закавказье урартские войска совершили походы и на ослабевшего южного соседа—Ассирию. Об этом также сообщают каменные летописи Сардури II.

В середине VIII в. до н. э. положение Урарту среди стран Передней Азии изменилось. В 745 г. до н. э. на ассирийский престол вступил Тиглатпаласар III. Он провел реформу армии и приступил к восстановлению прежних границ Ассирии, к возврату потерянных областей. Естественно, Ассирию тревожило укрепление урартов в Северной Сирии, являвшейся центром транзитной торговли с Малой Азией и Средиземноморьем. Одним из первых походов Тиглатпаласара III был поход в Сирию, снаряженный в 743 г. до н. э. Около Арпада урарты потерпели поражение. Были захвачены многочисленные пленные и богатая добыча царского стана. Сам Сардури под прикрытием ночи, на кобыле, потеряв боевого коня, бежал, и ассирийцы преследовали его до границ Урарту, до переправы через Евфрат.

Восстановив прежнее положение Ассирии на подступах к Средиземному морю, Тиглатпаласар III стал готовиться к походу в центр Урарту. Поход состоялся в 735 г. до н. э. Ассирийцы прошли через всю урартскую территорию и осадили столицу страны — Тушпу, в цитадели которой, в крепости на Ванской скале, отсиживался Сардури. Ассирийцам не удалось овладеть хорошо укрепленной крепостью. Тем не менее, поражение, нанесенное ассирийцами Урартскому царству, привело к ослаблению центральной власти и к отпадению входивших в его состав окраинных стран и областей.

Урарту было конгломератом мелких стран и племен, объединенных силой оружия, но сохранивших свои язык и культуру. В покоренные области назначался наместник, обычно военачальник, становившийся полным хозяином округа. Он следил за порядком, принимал меры к своевременной уплате налогов и дани, выполнению трудовых повинностей. Система управления на местах и разделение царства на отдельные округи была проведена в Урарту с большой последовательностью. Она укрепляла закабаление присоединенных стран, но вместе с тем таила опасность чрезмерного усиления наместников и противопоставления их царской власти.

Таким образом, население Урартского царства было разнородным. Сами урарты не составляли большинства, они были лишь господствующей частью населения. Этнической пестроте Урарту способствовали и частые массовые переселения людей из захваченных областей. В летописях нередко встречается такая стереотипная фраза: “Страну захватил, поселения сжег и разрушил, страну опустошил, мужчин и женщин увел в Биайни(ли)”. Часть пленных становилась рабами и направлялась на строительство городов и крепостей, прокладку каналов, в рудники и на другие тяжелые организованные государством работы, а большинство сажалось на землю или поселялось в новых административно-хозяйственных центрах.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 11:47:39 | Сообщение # 141
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
В результате этой политики окраины государства всегда, даже при крепкой центральной власти, были ненадежны. Там постоянно вспыхивали восстания, и урартам приходилось направлять войска в те области, которые уже считались присоединенными к Урарту. Эти особенности древневосточных царств бывали обычно причиной распада государств при ослаблении центральной власти. Так получилось и после разгрома ассирийцами войск Сардури II. Его сын Руса I вел упорную борьбу с наместниками присоединенных областей, добивавшимися полной самостоятельности. По-видимому, именно при Русе I была начата завершившаяся значительно позже реформа управления областями. В целях укрепления власти было продолжено строительство крепостей в отдаленных провинциях государства и назначены в них новые наместники. Кроме того, были заключены союзы со многими соседними странами.

В силу еще неясных нам причин большое строительство в центре Урарту и на его окраинах производилось не в старых центрах, а на новых местах, причем старые центры теряли свое прежнее значение. Археологам неизвестна ни одна урартская постройка, где надписи царей Менуа, Аргишти I и Сардури II встречались бы вместе с надписями последующих правителей. В центре Урарту при Русе I, а возможно, и после него, цитадель Тушпы потеряла свое значение, и царская резиденция была перенесена в новый город; в Закавказье же утратили значение такие крупные административные и хозяйственные центры, как Эребуни и Аргиштихинили.

Успешная деятельность Русы I по укреплению Урартского государства была прервана походом ассирийцев в 714 г. до н. э. Ассирийский царь Саргон давно и тщательно готовился к походу против Урарту. В древних архивах Ниневии и Кальху сохранились интереснейшие документы — сообщения разведчиков, засланных в соседние страны, в том числе и в Урарту. На маленьких глиняных табличках, которые можно было легко спрятать за пазуху, записывались краткие сообщения о положении в Урарту, о продвижении войск, о войнах с кочевниками на Северного Причерноморья — киммерийцами, о волнениях в стране и других событиях. Особое внимание разведчики уделяли мятежу, поднятому наместниками областей в центре Урарту. Мятеж этот был быстро и успешно подавлен Русой I. Чувствуя недоброжелательность со стороны Ассирии, урартский царь, кроме расширения Урарту на севере, вел последовательную политику укрепления урартского влияния на юго-востоке страны, в соседних с Ассирией странах — Мусасире и Мане. Но и ассирийцы не оставляли эти страны без внимания и также пытались упрочить в них свое влияние. На престол страны Маны попеременно возводились ставленники то ассирийцев, то урартов. Создалось очень напряженное положение, но ни один из противников не решался начать открытую борьбу, войска их не встречались и поочередно уходили из Маны.

Эта борьба завершилась походом Саргона в 714 г. до ц. э., о котором мы хорошо знаем по большому тексту, найденному в Ашшуре и хранящемуся ныне в Лувре, а также по рельефам из дворца Саргона, раскопанного в Хорсабаде (Дур-Шаррукине). В начале лета 714 г. до н.э. ассирийское войско выступило из Кальху и направилось на восток. Саргон через Ману прошел по направлению к странам Анди и Зикирту. В Зикирту ассирийский царь нанес поражение правителю Метатти, который убежал в горы, бросив город и оставив сокровища своего дворца. Но ассирийцы не преследовали врага, а повернули обратно.

Это было вызвано тем, что ассирийский царь неожиданно узнал, что Руса зашел к нему в тыл и в горном ущелье горы Уауш (Сохеида) построил свое войско “для отмщения за Метатти Зикирта”.

Получив это известие, Саргон в колеснице и с конным отрядом своего Друга Синахусура стремительно двинулся навстречу урартам. Внезапно, среди ночи, напал он на урартский лагерь и разбил врагов наголову. “Ущелья гор были заполнены трупами и кровь убитых врагов текла как река”. Оставшиеся в живых, “как муравьи в беде, расползлись трудными путями”. Сам урартский царь бежал.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 11:54:23 | Сообщение # 142
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
После этой победы ассирийцы двинулись в глубь Урарту по восточному побережью озера Урмии, разрушая все на пути. Они вступили в богатую провинцию Сангибуту, на севере озера Урмии. “Как темная туча вечера, покрыл я эту страну, все покрыл я, подобно стае саранчи...”

Далее путь ассирийской армии шел севернее озера Ван, где было взято “30 городов, укрепленных на берегу волнующегося моря, у склонов великих гор”. На обратном пути в Ассирию Саргон узнал об измене Урзаны, правителя Мусасира, и двинулся с тысячным отрядом воинов в горную, труднодоступную местность. Здесь он разграбил дворец и храм, где были захвачены несметные сокровища. Разграбление храма изображено на одном из рельефов дворца Саргона. Особенно интересен сам храм, сооруженный на высокой платформе. Он имел двускатную крышу с высоким фронтоном, шесть колонн перед фасадом с дверью посредине. Стены храма были украшены круглыми щитами с сильно выступающей средней частью, помещенными как на колоннах, так и между ними.

Описание колоссальной добычи, захваченной ассирийцами в Мусасире, заканчивается словами: “Имущество дворца Урзаны и храма бога Халди с его несметными богатствами, которые в Мусасире я захватил, я нагрузил во всей их бесчисленности на мое многочисленное войско и в Ассирию заставил я тащить эту добычу. Людей области Мусасира к людям Ассирии я причислил, повинности воинские и строительные я наложил на них как на ассирийцев”.

Разгром Мусасира сильно ослабил государство Урарту, потерявшее защиту с юга. Положение Урарту ухудшалось и разорением всей страны. В летописи Саргон рассказывает, что когда “Руса, правитель Урарту, услыхал, что Мусасир разрушен, его бог Халди увезен, то собственной рукой, железным кинжалом своего пояса лишил себя жизни”.

Так закончился хорошо освещенный письменными и изобразительными источниками поход 714 г. до н. э.— характерный пример грабительских войн, несущих гибель и разрушение.

Но несмотря на большую жестокость ассирийского войска, сопротивление ассирийцам возрастало и в конце царствования Саргона его военная слава стала меркнуть.

Урарту вскоре оправилось от поражения. Однако внимание его правительства было с тех пор обращено не на страны Передней Азии, а на Закавказье и восточную часть Малой Азии.

После Русы I на урартский престол вступил его сын Аргишти II, современник ассирийского царя Синахериба. От этого времени до нас дошло мало источников, освещающих историю Урарту; по-видимому, это был период некоторого затишья, воспользовавшись которым Урарту и смогло окрепнуть вновь.

Новый подъем Урарту во второй четверти VII в. до н. э. относится ко времени правления Русы II, сына Аргишти. Усиление Урарту стало вновь тревожить ассирийского царя. Опять начала функционировать ассирийская шпионская сеть в граничащих с Ассирией странах. Интересно, что даже в число вопросов оракула Асархаддона включен вопрос об осуществлении замыслов Русы, правителя Урарту, и народа гимирра (киммерийцев).

Тем не менее ни один из противников не решался вести открытую борьбу, и когда Асархаддон во время похода в страну Шуприю в 673—672 гг. до н. э. захватил в крепости Уппум скрывавшихся там урартских беглецов, он вернул их урартскому царю. Урарты также избегали столкновений с Ассирией и отказались от своих притязаний на те южные области, которые находились в союзе с Ассирией.

Культурный и хозяйственный подъем Урарту выразился прежде всего в интенсивном строительстве как в центре Урарту, так и в закавказских его провинциях, о чем рассказывают клинописи.

В надписях говорится о разведении виноградников, посадке фруктовых садов, возделывании полей и прокладке каналов, в частности канала из р. Ильдаруни, как в древности называлась р. Раздан (Занга). Этот канал, пробитый в толще базальтовых скал, сохранился до наших дней. По нему идет вода, орошающая правый берег реки. Сооружение канала представляло собой невероятно трудоемкую работу, которую можно было выполнить только при использовании труда громадного количества рабов.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 11:54:47 | Сообщение # 143
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Напротив канала, на холме, называемом теперь Кармир-блур, находятся развалины крепости, общая площадь которой достигает 4 га.

В 1939 г. начались раскопки Кармир-блура. Была вскрыта значительная часть крепости, представлявшей собою в отличие от Эребуни не комплекс отдельных построек, а одно монументальное здание. Первый, цокольный, этаж этого здания содержал около 150 помещений с высокими и толстыми стенами (высотой до"7 м, толщиной 2,10—3,50 м), перекрытых частью бревенчатым накатом, а частью, по-видимому, сводами из сырцового кирпича. Многие помещения второго этажа были частично сложены из крупных отесанных базальтовых блоков. Это монументальное здание могло быть построено только силами огромного количества людей, вероятно военнопленных — рабов.

В древности цитадель на холме и поселение вокруг него называлось Тейшебаини, то есть город бога Тейшебы. Это был город урартского наместника, в него свозилась собранная в окрестных областях дань. Сельскохозяйственные продукты перерабатывались здесь же: в крепости и городе были раскопаны ремесленные мастерские.

Высокий уровень урартского земледелия прекрасно иллюстрируется материалами из раскопок Кармир-блура. В кладовых разного размера, вмещавших около 750 тонн зерна, в ямах и отдельных глиняных сосудах хранились запасы пшеницы, ячменя, проса. Найдены также запасы муки крупного помола и обгоревшие остатки хлеба, имевшего форму овальной лепешки с отверстием посредине.

В Урарту, как и в Ассирии, широкое распространение получила культура кунжута, из которого приготовлялось масло; на Кармир-блуре три помещения цитадели были отведены под мастерскую для изготовления кунжутного масла, в них обнаружен

каменный чан для вымачивания зерен и остатки жмыхов — отходов производства.

Раскопки Кармир-блура позволили воссоздать яркую картину урартского виноградарства. Сорта винограда, разводившиеся урартами, существуют и доныне. В восьми винных кладовых, открытых в различных частях здания, находилось более 400 крупных сосудов — карасов, вкопанных в земляной пол и имеющих под венчиком клинописные и иероглифические отметки их емкости или количества залитого вина. В них хранилось не менее 400 тыс. литров вина. При таком количестве вина необходима была соответствующая посуда для его розлива. В одной из кладовых было обнаружено 1036 красных кувшинов, сделанных местными гончарами, и 97 бронзовых плоских чаш с вычеканенными именами урартских царей VIII в. до н. э.

В хозяйстве Тейшебаини наряду с земледелием и садоводством важное место занимало животноводство. При раскопках найдены целые скелеты животных, погибших во время пожара, возникшего при гибели крепости, а также отдельные кости — остатки мясной пищи. В основном это остатки крупного и мелкого рогатого скота. Разведение овец давало урартам не только молочную пищу, но и шерсть для ремесла. Шерсть дошла до нас как в клубках, так и в готовых тканях разной плотности, украшенных иногда вытканным цветным узором. Обнаруженные в крепости скелеты лошадей позволяют установить две породы: низкорослую (рабочую) и высокорослую (военную).



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 11:55:10 | Сообщение # 144
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Таким образом, археологические материалы позволяют с исключительной полнотой восстановить облик хозяйства и ремесла в урартском административно-хозяйственном центре Закавказья.

Совершенно исключительное значение для изучения жизни Тейшебаини имеют документы, написанные клинописью на глиняных табличках. На Кармир-блуре их найдено немного, всего шесть целых табличек и пять обломков. Пять табличек представляют собой царские приказы или письма высоких должностных лиц, направленные из Тушпы в Тейшебаини. Они касаются передела земли, отправки лошадей, быков и фуража, возврата беглой рабыни и др. Одна табличка, написанная скверным почерком и не совсем грамотно, является распиской в получении или отправке кож и шерсти. Благодаря этой находке можно предполагать, что в крепости существовал свой хозяйственный архив, к сожалению, не сохранившийся.

Раскопки поселения у крепости открыли жилые комплексы, представлявшие собой не отдельные дома, а кварталы, состоявшие из жилищ в две комнаты с открытым двориком. В этих жилищах отсутствовали помещения для скота и хранения продуктов. Они заменялись общими кладовыми для всего квартала в целом. Другой тип жилых помещений, оформленных в урартском стиле, представлен большим зданием с контрфорсами по фасаду и угловыми башнями. Здание состояло из четырех десятикомнатных жилищ одинаковой планировки, с входами, расположенными по одной стороне. Несомненно, в этом “четырехквартирном” доме жили не простые ремесленники или воины. Раскопки в других местах поселения у Кармир-блура открыли жилища более самостоятельных и состоятельных представителей населения города. В одном из таких домов была обнаружена кладовая, в которой находилось два караса, подобных карасам винных погребов цитадели.

В кладовых цитадели Тейшебаини хранились разнообразные железные и бронзовые предметы: орудия, оружие, сосуды, предметы обстановки, утварь и украшения.

Обращает на себя внимание большое количество железного оружия — мечей, кинжалов, наконечников копий и стрел. Урартские железные изделия были очень высокого качества. Нет сомнения, что широкое применение железа в быту закавказских племен обязано влиянию урартов. Большинство закавказских железных предметов VII—VI вв. до н. э. повторяет урартские формы.

Помимо рядового оружия в подвалах Тейшебаини были собраны и богатейшие коллекции украшений и бронзового художественного оружия с надписями урартских царей VIII в. до н.э.: Менуа, Аргишти I, Сардури II и Русы I. Было обнаружено 14 бронзовых крупных щитов декоративного назначения с клинообразными посвятительными богу Халди надписями. Кроме щитов, в Тейшебаини было найдено 20 бронзовых шлемов, украшенных крупным символическим знаком на лобной части и изображением священных деревьев с божествами около них, колесницами и всадниками. Наряду с крупными изделиями из бронзы и меди на Кармир-блуре обнаружено несколько великолепных образцов мелкой урартской скульптуры из бронзы. К их числу принадлежат реалистически выполненная голова коня, служившая навершием дышла колесницы, и фигурка бога войны Тейшебы, бывшая навершием военного штандарта. Помимо бронзовых изделий, были найдены вещи из кости, рога, камня, серебра и золота, а также множество ассирийских изделий: характерные цилиндрические печати, фаянсовые пронизки, каменные великолепно изготовленные бусы и бронзовые чаши — фиалы. Попадались отдельные предметы из Египта, в частности миниатюрная подвеска, изображающая богиню Сохмет, и скарабеи. Некоторые стеклянные и фаянсовые сосуды, ювелирные изделия и бусы из кладовых Тейшебаини указывают на связи Урарту со Средиземноморьем.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 11:55:33 | Сообщение # 145
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Особый интерес для древней истории народов СССР представляют находки предметов, принадлежавших скифам Предкавказья и Приднепровья. Именно от скифов урарты заимствовали бронзовые втульчатые двухгранные и трехгранные наконечники стрел, встречающиеся во множестве на Кармир-блуре. Стрелы этой формы распространились по всей Передней Азии, даже в центре Ассирии, около Ниневии, была найдена портативная бронзовая формочка для отливки наконечников стрел “скифского” типа. Элементы орнамента на бронзовых урартских поясах из Кармир-блура находят аналогии, с одной стороны, в причерноморском скифском искусстве, а с другой — в вещах, обнаруженных в иранском Курдистане. В то же время нет сомнения в том, что многие скифские предметы, отражающие и копирующие образцы древневосточного искусства, связаны с Урарту. Очевидно, связи скифов с Древним 1 востоком не могли миновать урартских административных центров в Закавказье.

В первой половине VII в. до н. э. к Урарту были присоединены, кроме Араратской и Ширакской долин, также районы горы Арагац и озера Севан. В новых областях были построены крепости, закреплявшие класть и служившие оплотом для дальнейшего продвижения и походов. Северной границей Урарту был лесистый Лори-Памбакский хребет, а восточной— горы к востоку от озера Севан. В дальнейшем урарты, захватившие самую плодородную часть страны, не стремились расширять свою территорию и избегали открытых столкновений с местными племенами, жившими за пределами подчиненных районов.

Наоборот, они старались поддерживать с ними мирные отношения и торговлю — на это указывает большое количество предметов древневосточного происхождения, найденных в закавказских могилах.

Кроме того, особенно важно, что в богатых закавказских могилах хоронили рядом с гробницей вождя убитых рабов или военнопленных. Очевидно, у соседних с Урарту племен под непосредственным воздействием этого рабовладельческого государства появилось рабство, появились вожди-рабовладельцы.

Несмотря на то, что культура второго периода истории Урарту известна нам несравненно лучше, чем первого, историческая канва этого периода еще во многом неясна. Мы до сих пор не знаем последовательность правления царей, имена которых упоминаются в надписях. После Русы II на престол вступил его сын Сардури, упоминаемый в летописи Ашшурбанипала. С его именем связаны два документа, обнаруженных на Кармир-блуре. В последнее время стали известны имена царя Сардури, сына Сардури, царевича Русы, сына Русы, которых еще трудно поставить в общую линию царей Урарту.

До сих пор еще не установлено время гибели Урартского царства. Можно предполагать, что Урарту прекратило свое существование около 585 г. до н. э., когда мидийцы прошли через его территорию. Как бы там ни было, но ясно, что Урарту пережило своего постоянного и грозного врага — Ассирию, столица которой Ниневия пала под ударами вавилонян в 612 г. до н. э.

В начале VI в. до н. э. объединенными силами местного населения, стремившегося сбросить урартское иго, и скифов был положен конец урартскому владычеству в Закавказье. Именно в это время была разрушена цитадель Тейшебаини, штурм которой так хорошо прослеживается по археологическим данным. В наружной стене крепости были найдены наконечники стрел скифского типа, а вся обстановка гибели крепости свидетельствует о стремительном захвате ее, сопровождавшемся грандиозным пожаром.

Разгромом Тейшебаини закончился период урартского господства над некоторыми областями Закавказья — период интенсивного формирования кавказских народов, создавших несколько позднее самостоятельную культуру и свои государства.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 11:55:56 | Сообщение # 146
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
История страны Урарту имеет большое значение для изучения жизни древнейших народов, населявших территорию Советского Союза. Она теснейшим образом связана с древней историей Кавказа.

Государство Урарту находилось на большом нагорье, расположенном между Малой Азией, северо-западной окраиной Ирана и Северным Двуречьем. Таким образом, в состав Урарту входили довольно значительные области Закавказья — территории Армянской ССР и Южной Грузии. Восточная часть Урарту была расположена между тремя большими озёрами — Ваном, Урмией и Севаном (Гокча). Северная часть Урарту находилась в бассейне Аракса и южных притоков Куры.

Территория Урарту со всех сторон была защищена горными хребтами и поэтому представляла естественные удобства для успешной защиты населения от набегов соседних племён и грабительских завоевательных походов, главным образом — ассирийских царей. Природные условия этой страны довольно разнообразны. Вся территория перерезана многочисленными горными кряжами, достигающими обычно высоты 2000—4000 м. Над ними возвышаются отдельные массивы и вершины, покрытые вечным снегом (Большой Арарат — 5156 м). Перевалы через эти горные цепи расположены довольно высоко и зимой часто бывают покрыты снегом. На Среднем Кавказе только очень немногие перевалы расположены ниже 3 тыс. м.

Горы покрыты лугами, а отчасти лесом, причём верхняя граница леса проходит на довольно большой высоте, приблизительно от 2500 до 2600 м над уровнем моря. Так, в районе Арарата леса встречаются на высоте до 2 500 м. Долины больших рек — Аракса и Арацани — местами расширяются до довольно значительных плодородных низменностей (Араратская равнина, Мушская низменность). Некоторые нагорья представляют собой степи, кое-где переходящие в полупустыни. Эти большие территории, несмотря на наличие родников, почти лишены растительности и малоплодородны. Но в тех местах, где население создало оросительную систему, почва даёт возможность людям заниматься земледелием. Отличительной чертой природы Армянского нагорья является наличие ряда озёр, среди которых озёра Урмия и Ван не имеют стока и потому обладают солёной водой (вода Урмийского озера имеет 14—23% соли). Озеро Севан (Гокча) лежит на большой высоте; имея сток, оно отличается своей пресной водой и изобилует рыбой. Основные естественные богатства Урарту — камень, лес и металлы. Особенное значение имели месторождения меди, железа, свинца и олова, которые обусловили высокое развитие металлургии.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 11:56:18 | Сообщение # 147
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Население

Статуэтка крылатого льва с человеческим торсом. Деталь урартского трона. Бронза с инструктацией камнем; в древности была покрыта золотым листом. Из Русахинили (современный Топарк-Кале, около Вана). VII век до н.э.

Во втором тысячелетии до н.э. на территории Закавказья и прилегающих областей Малой Азии, Северного Двуречья и горных районов к северо-востоку от Тигра жили племена, которые входили в семью древнейших народов северной части Передней Азии. Эти племена были родственны протохеттам и хурритам. В ассирийских надписях встречается целый ряд названий, служивших для обозначения горной страны, расположенной к северу и северо-востоку от собственно Ассирии, и тех многочисленных племён, которые населяли. Чаще всего упоминаются названия “Наири” и “Уруатри” (Урарту), которые охватывали обширные территории и ряд племён, объединённых в союзы. Возможно, что название “Наири” родственно тому слову “Нахарина”, при помощи которого египтяне и семитские племена Сирии и Палестины обозначали “страну рек”, лежавшую к северо-востоку от среднего течения Евфрата.

Урарты образовали союз племён Уруатри, который затем превратился в могущественное государство Урарту. Реакционные буржуазные историки утверждают, что урарты пришли с запада в результате большого переселения (миграции) народов. Однако эта теория миграции не может быть доказана на основании документов. В надписях не сохранилось каких-либо прямых и точных данных о легендарной “прародине” урартов, расположенной к западу или где-либо вдали от Закавказья. С другой стороны, древние и современные географические названия гор, озёр и племён Закавказья восходят к глубокой урартской древности. Так, например, название горы Арарат и племён алародийцев, упоминаемых древнегреческими писателями, очевидно, связано с названием страны Урарту и племени урартов. Древнее название страны Биайна сохранилось в обозначении озера Ван. Возможно, что в районе Эрзерума и верховьев Евфрата жило близкое к урартам племя диаухов, которое древнегреческие историки, как, например, Ксенофонт, называли таохами. Таким образом, урартские племена были исконным населением Закавказья, прочно обитавшим на этой территории с глубокой древности.

Хозяйственная жизнь, племенные союзы, древнейшие государства (диаухов, урартов, манейцев), культура, религия и язык древних урартов были, несомненно, связаны с жизнью соседних народов, хеттов, хурритов и, главным образом, древнейших народов Закавказья. Об этом ясно говорят как надписи, так в особенности археологические памятники, например расписная керамика из Кизыл-Ванка, которые указывают на то, что в Закавказье со времён глубокой древности жили племена в условиях оседлого земледельческого быта. Однако вся культура урартов носила ярко выраженный самобытный характер и развивалась вполне самостоятельно.

Золотой медальон с изображением урартской царицы, молящейся перед статуей богини плодородия. Из Топарх-Кале. VII в. до н.э.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 11:56:43 | Сообщение # 148
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Племена урартов, весьма возможно, были родственны племенам, населявшим северную часть Передней Азии в более позднее время. Советские учёные в своих исследованиях показали, что армяне являются потомками и наследниками одного из племён, населявших Закавказье в последний период существования Урартского государства, решительно отвергнув утверждения буржуазных историков, доказывавших приход армян в Закавказье из Западной Европы. В различных районах Грузинской ССР и в значительной степени в Армении были найдены развалины урартских поселений, урартские надписи и памятники материальной культуры, которые ясно указывают на то, что культура современных народов Закавказья в своих древнейших истоках восходит к урартской эпохе. Весьма возможно, что предками древних армян и грузин были племена, родственные и близкие древним урартам.

Язык и культура урартов оказали влияние на соседние народы, а также на те народы, которые населяли впоследствии территорию государства Урарту. Ассирийцы заимствовали некоторые урартские слова. Наречия армян, живущих доныне около озёр Ван и Урмия, сохранили некоторую близость к фонетическому строю урартского языка. Одновременно с этим установлено родство урартского языка с картвельскими языками, на которых до сих пор говорит население Грузии. Современные языки народов Закавказья восходят к периоду родового строя. В это время возникает основной словарный состав и грамматический строй языков древнейших народов Закавказья, близких и родственных урартским племенам. Таким образом, на территории СССР находился древний очаг своеобразной и вполне самобытной культуры, созданной творчеством урартского и родственных ему народов Закавказья, входивших в группу древнейших народов северной части Передней Азии.

Историография

Основными источниками сведений об Урарту являются клинописные тексты, найденные на территории Закавказья и в соседних странах.

Хотя до сих пор известно лишь около 350 урартских надписей, всё же они дают существенный материал, особенно для изучения политической истории урартов. Наиболее крупными и особенно важными среди этих надписей являются хорхорская надпись Аргишти I и большая надпись Сардури II. Обе надписи являются своего рода летописями. В хорхорской надписи описываются политические события, главным образом, военные походы царя Аргишти, упорно боровшегося с Ассирией и рядом соседних народов. В большой надписи Сардури II, открытой экспедицией Русского археологического общества в Ван, в 265 строках повествуется о тех войнах, которые этот урартский царь и завоеватель вёл в течение 8 лет. Надпись Сардури II представляет особенно большой исторический интерес, так как она относится ко времени расцвета Урартского государства — к VIII в. до н. э., когда оно стало брать верх над своим постоянным соперником — Ассирией. В урартских надписях говорится и о походах урартов в некоторые области Закавказья и в другие соседние страны.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 11:57:08 | Сообщение # 149
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Урартская крепость на скале
около озера Ван

В других, более кратких надписях описывается строительство крупных сооружений государственного значения — крепостей, храмов, дворцов и каналов. Некоторые надписи содержат интересные сведения для изучения религии урартов. Так, например, в одной надписи, сохранившейся в нише скалы около Вана (“Дверь Мхера”) и относящейся к IX в. до н. э., содержится перечень урартских божеств и приносившихся им жертв. К сожалению, иных надписей, в частности, юридических, бытовых, хозяйственных и литературных текстов, не сохранилось, за исключением лишь нескольких недавно найденных в Кармир-Блуре урартских надписей на шлеме и бронзовых сосудах, а также надписей на нескольких фрагментах глиняных табличек из Топрах-Кале и из Кармир-Блура, которые содержат отдельные счётные записи.

Ряд урартских надписей хранится в советских музеях (в Тбилиси и в Ереване). Некоторые из этих надписей были найдены на территории Советского Союза.

Большое значение для изучения политической истории Урарту имеют ассирийские надписи. Они дают некоторое представление о древнейшей истории урартов с XIII до IX в. до н. э. Например, надписи Салманасара III проливают свет на историю возникновения Урартского царства. Особенную ценность для изучения истории Урарту представляют надписи ассирийского царя Саргона II, в которых описываются его урартские походы, в частности, крупный поход 714 г. Сложные взаимоотношения, существовавшие между Ассирией и Урарту в VIII—VII вв. до н. э., нашли своё отражение в целом ряде ассирийских надписей, в частности в переписке ассирийских царей со своими чиновниками. Несомненно, большое количество ценных данных, касающихся истории Урарту, могли бы дать хеттские надписи. Однако эти надписи ещё очень мало изучены под этим углом зрения.

Памятники материальной культуры дают возможность изучать уровень развития техники, некоторые стороны хозяйственной жизни, быт и искусство урартов. Хотя настоящие раскопки производились лишь в центре древнего государства, в Ване, а также в северной части страны (раскопки Б. Б. Пиотровского в Кармир-Блуре, около Еревана), всё же обнаруженные и сохранившиеся памятники материальной культуры представляют большой исторический интерес. Среди них следует отметить орудия труда (сошники, топоры, вилы, ножи, жернова), оружие (мечи, наконечники стрел, щиты, шлемы), керамику, произведения художественного ремесла и искусства (скульптура, бронзовые статуэтки и сосуды), наконец, предметы религиозного культа. Памятники материальной культуры древних урартов дают яркое представление об уровне развития техники, в частности, металлургического производства. Разнообразные предметы быта, найденные во время раскопок на территории Кавказа в целом, дают возможность детально изучить экономику, технику и материальную культуру древнейших народов Кавказа в III—I тысячелетиях до н. э. и установить их взаимоотношения с племенами Урарту и соседних стран.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Пятница, 13-Июл-07, 11:57:33 | Сообщение # 150
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Ванская скала. Стены крепости в нижней ее части
сохраняют урартскую кладку.

Некоторый, порой ценный, материал даёт изучение обычного права, быта и фольклора народов современного Кавказа. Нартский эпос, древнеармянская эпическая поэма “Давид Сасунский”, разнообразные легенды, предания, сказки и песни кавказских народов сохранили много пережитков далёкой старины, возможно, восходящих к урартской эпохе. Такие же отголоски далёкого прошлого сохранились и в знаменитом историческом труде древнеармянского писателя Моисея Хоренского.

Уже в начале XIX в. путешественники и археологи стали проявлять интерес к изучению археологических памятников Армении. В 1828—1829 гг. Шульц обследовал Ванский район, описал некоторые памятники древности и скопировал ряд клинообразных надписей. Первая попытка прочесть ванские надписи была сделана в 1848 г. Хинксом. Однако эта попытка не дала ощутительных результатов. Более серьёзное значение имели работы Сэйса, который в 1882 г. дал первую сводку ванских надписей, снабжённую посильным переводом. Приблизительно в эти же годы Рассам производил раскопки в Топрах-Кале, около Вана, не давшие особенно значительных результатов. В самом конце XIX в. Леманн-Гаупт и Бельк собрали в Армении большое количество урартских надписей. На основании этих документов Леманн-Гаупт посвятил ряд работ истории и культуре Урарту. В этих трудах он отметил высокое развитие металлургии, значение мегалитической архитектуры и связь урартов с картвельскими народами Закавказья. Однако его характеристика социально-экономических отношений и формы государства Урарту, которую он называет теократической, не выдерживает серьёзной научной критики. Буржуазные историки в своих общих и специальных работах обычно уделяли мало внимания истории Урарту. Считая, что урарты явились с запада в результате большого переселения народов и что урартская культура находилась под влиянием хеттской и ассирийской, они нередко указывали на то, что “культурно отсталый и разбойничий” народ урартов лишь “мешал” ассирийским царям в организации их мощного государства и потому подвергался с их стороны “репрессиям”. Эти тенденциозные взгляды реакционных историков антиисторичны, Урарты были исконным народом Закавказья, который со времён глубокой древности создал свою самобытную культуру и впоследствии своё государство. В течение ряда веков урарты вели упорную борьбу за свою независимость, защищая свою страну от нашествия ассирийских завоевателей.

Gробница урартского царя Аргишти I,
высеченная в Ванской скале. VIII в. до н.э.
Большой вклад в дело изучения истории Урарту сделали русские и советские учёные — археологи, лингвисты и историки. Ещё во второй половине XIX в. К. П. Патканов посвятил специальную работу клинообразным урартским надписям, найденным на территории России. А. С. Уваров и А. А. Ивановский произвели ряд разведок, раскопок и обследований в Закавказье, которые вызвали живой интерес к ещё мало изученной ванской культуре. Крупнейший русский археолог своего времени М. В. Никольский произвёл на месте специальное обследование археологических и эпиграфических памятников Закавказья и издал в специальном труде сводку урартских надписей, найденных в Закавказье. Этот труд М. В. Никольского имел в своё время большое научное значение, ибо он заложил основы русского урартоведения. Среди армянских специалистов, собиравших и издававших клинообразные надписи, следует отметить Месропа Смбатянца. Начиная с 1916 г. русские археологи произвели ряд крупных археологических работ в Закавказье. И. А. Орбели раскопал в одной из ниш Ванской скалы ценнейшую надпись с текстом летописи Сардури II, а Н. Я. Марр произвёл раскопки в Топрах-Кале. Впоследствии советские археологи обследовали циклопические крепостные сооружения Закавказья. За последние годы особенный интерес представляли раскопки древней крепости и города Тейшебаини на месте Кармир-Блура, производившиеся в, 1939—1951 гг. около Еревана Б. Б. Пиотровским. В 1947—1950 гг. был обследован и частично раскопан холм Арин-берд около Еревана, где в развалинах урартской крепости были обнаружены остатки стенной росписи и две клинообразные надписи с именами урартских царей Аргишти I и Сардури II (VIII в. до н. э.). Крупнейшим достижением советских учёных является установление тесной связи между историей, культурой и языком урартов и древнейших народов Кавказа. Некоторый свет на эти сложные проблемы пролили раскопки, произведённые Б. А. Куфтиным на Кавказе, главным образом, в Грузии, в частности, в Триалети, а также раскопки Самтаврского могильника (А. Калавдадзе).



 
Форум » Тестовый раздел » История » История великого и древнего государства!!!!
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz