Вход

Регистрация
Главная
 
CHUMAZIK 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум » Тестовый раздел » История » Армяни Грузии
Армяни Грузии
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:15:22 | Сообщение # 16
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Здесь же жил и создавал свои бессмертные образцы восточной поэзии ее вдохновенный и несравненный певец, царь песен Саят-Нова. Любимец грузинского царя Ираклия II, он творил на трех языках народов Закавказья и заслуженно пользовался огромной популярностью. В то же время бремя славы не мешало ему охотно участвовать в дружеских застольях и тесно общаться с простыми людьми. Поэтому неудивительно, что его поэзия выражает настроения, чувства и переживания городских низов. Как считает И.Гришашвили, "это было то специфически новое, что утвердил Саят-Нова в литературе закавказских народов, и в частности, в грузинской". В одной из своих песен он, как бы оценивая пройденную жизнь, пишет: "Мне дан свет в Тифлисе, свою в нем нашел я судьбу".

Эти же слова могли повторить его талантливые последователи - творивший также на трех языках Шамчи-Мелко (Гулканов-Гулканян), Дживани (Левонян) и Азира (Абрамов). Ашуг Азира не только пел и играл на дайре, но писал стихи и пьесы. Одна из пьес "Карманщик" дважды была показана на грузинской сцене. По его инициативе в Тифлисе был создан уголок сазандаров (народных музыкантов) - кофейня "Саят-Нова".

Литературную богему старого Тбилиси невозможно представить без знаменитого поэта Скандарнова (Скандарян). Грузинский литературный журнал "Мнатоби", изданный в конце 1869 года, назвал его творчество зеркалом и мерой духовной жизни народа. Он оставил после себя 30 поэтических сборников, за которыми охотился весь город. Этот ажиотаж можно было понять - солнце, вино и женщины были главной темой его стихов, выходивших из-под пера на грузинском языке.

На этом же языке создавали свои произведения и некоторые другие талантливые поэты-армяне, имена которых принадлежат истории грузинской литературы.

Известным поэтом XII века был Саркис Тмогвели (Закарян), автор величавого эпоса "Дилариани" и романа "Висрамиани", которого ценил сам Ш.Руставели. При дворе грузинских царей в XVII-XYIII вв. несли службу и одновременно прославились своим поэтическим даром Пешанг Пашвиберткадзе (Хитаров-Мхитаров), положивший, по утверждению академика К.С.Кекелидзе, начало новому реалистическому направлению, его внук, Степан Пешангишвили, творчество которого представляет несомненную ценность для национальной поэзии переходного периода и Бегтабегашвили (Бегтабегов). В этот же период творили Г.Бебудашвили (Бебутов) и А.Туманишвили (Туманов). (Ц.Агаян. "Вековая дружба народов Закавказья", ч.1, изд."Айастан", 1970.)

Из известных поэтов армянского происхождения XX столетия следует назвать Ахоспирели (Агамов), народного поэта И.Гюрджи (Агаджанян), поэта-академика И.Гришашвили (Мамулов), поэта-песенника П.Грузинского (Хечинов) и современного поэта В.Горганели (Мартиросов). Грузинский язык используют в своем творчестве известные тбилисские поэты Г.Шахназар, Г.Онанян и О.Караян.

Из писателей, также творивших на грузинском языке, известно творчество М.Туманова, первого переводчика А.С.Пушкина на грузинский язык.

Большой вклад в пропаганду грузинской культуры и литературы среди армян внесли писатели и переводчики С.Авчян, А. Мхитарян и бессменный председатель армянской секции Союза писателей Грузии Б.Сейранян.

Основа объединения и творческих контактов армянских литераторов, живущих на грузинской земле, была заложена в начале нынешнего века, когда в Тифлисе действовали литературный кружок "Вернатун" и Кавказское общество армянских писателей.

Такова насыщенная и плодотворная культурно-просветительская деятельность армян была в Грузии, в частности, в ее столице.




 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:16:20 | Сообщение # 17
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Армянские Церкви Тифлиса

В столице Грузии всегда было много армянских храмов. В отчете 1825 года было зафиксировано 25 армянских церквей. Почти три десятилетия спустя здесь было уже 27 церквей, а также один монастырь. Эта же цифра зафиксирована в 1899 году (Ю.Д.Анчабадзе и Н.Г.Волкова. Старый Тбилиси, Москва, Наука, 1990, с.45).

В начале XX века в Тифлисе насчитывалось около 30 армянских церквей, которые были расположены на территории всего города. В 30 гг. нашего столетия специальным постановлением Л.Берия - партийного диктатора республик Закавказья - многие из них были снесены с лица земли, в том числе церкви Камянц, Зркинянц, Кукийская Пресвятой Богородицы, Св. Саркиса, Джиграшен, Ванкский собор и др. Краткая характеристика некоторых армянских церквей представляет определенный интерес.

Аранцванк или Ванкский собор

Был крупнейшим церковным зданием старого Тифлиса. Первоначально был построен в 1580 году гражданами Авсар кисовым, Бастамовым, Назарбеговым и Салаговым. Заново отстраивался в 1720, 1788, 1800 гг. и в начале XX века. Последняя реконструкция была проведена А.Манташевым. К собору прилегало обширное армянское кладбище.

В соборный комплекс входили также резиденция настоятеля, жилые помещения, саркофаг Гукасова, трехъярусная колокольня, ограда, ворота.

Джиграшен

Церковь раздора. Построена в 1785 году.

Могнин

Построена в 1532 году гражданами Манденовым, Бастамовым и Башинджаговым. Заново отстроена в 1751 году. По Утверждению историка XIX века П.Иоселиани, за образец Церкви был принят Эчмиадзинский храм. Французский путешественник Жан Шарден (XV в.) рассказывает услышанную где-то легенду, связанную с названием церкви: "Могнин - название одного армянского селения близ Еревана, где по преданиям долго хранился череп Св.Георгия; но когда часть этого черепа перенесли в упомянутую церковь, то и ее назвали именем той местности, откуда перенесли часть черепа".

Норашен

В переводе — новое строение. Построена в 1787 году. Интерьер церкви украшен фресками работы придворного художника царя Ираклия II Овнатана Овнатаняна.

Петхаин или Бетлем

Построена в 1600 году. Здесь располагался армянский женский монастырь св.Степана, основанный князьями Бебутовыми. Медичи упоминает эту обитель армянских инокинь под названием "Девичья пустынь".

Сурб-Нишан

В переводе - крестный знак, а в переносном смысле церковь святого креста. Строительство датируется 1701 годом.

Сурб-Геворг

Большая крепостная церковь св.Георгия. Была построена из кирпича князем Умеком в 1251 году. В дальнейшем не раз перестраивалась. Считается самой древней из ныне действующих армянских церквей Тбилиси. У ее стен похоронены выдающийся поэт XVIII века Саят-Нова и видный художник Г.Башинджагян. Здесь же покоятся останки выдающихся полководцев-армян: графа М.Лорис-Меликова, А.Тер-Гукасова, Б.Шелковникова, И.Лазарева.

Сурб-Эчмиадзин

Построена в конце XVIII века из кирпича выходцами из Эчмиадзина, приехавшими в Грузию по приглашению царя Ираклия II .

Ныне действующая.

Шамхорская

Построена в 1775 году. Считалась самой высокой церковью в старом Тифлисе.

Сурб-Хач

Церковь святого креста. Построена в 1850 году на средства Д.Тамамшева. Располагалась на территории армянского Верийского кладбища.




 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:16:58 | Сообщение # 18
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
В заключение приведем полный список армянских церквей г.Тифлиса поданным 1913 года:

Название церкви
Местоположение
Статус

1 Церковь Св. Геворга
Красильная ул.
Действующая

2 Эчмиадзинская Св. Георгия
Эчмиадзинская ул.
Действующая

3 Норашенская Св. Богородицы
Дворянская (Леселидзе)ул.
Не действует (без опред. статуса)

4 "Сурбнишан"
Серебряная ул.
Не действует (без опред. статуса)

5 Могнинская св. Георгия
Могнинская ул.
Не действует (без опред. статуса)

6 Св. Минаса
Сурп-Минасская ул.
Не действует (без опред. статуса)

7 Тандоянц Пресв. Богородицы
Михайловский пр.
Не действует (без опред. статуса)

8 Шамхорецоц Пресв. Богородицы
Шамхорская ул.
Не действует (развалины)

9 Авлабарская Св. Карапета
Сурп-Карапетская ул.
Переделана в грузинскую

10 Петхаинская Пресв. Богородицы
Петхаинская ул.
Переделана в грузинскую

11 "Карапи" во имя св. Георгия
Петхаинская ул.
Переделана в грузинскую

12 Верийская Св. Креста
Петровская ул.
Переделана в грузинскую

13 Церковь Св. Степаноса
Бетлемская ул.
Переделана в грузинскую

14 Ванкский собор
Большая Ванкская ул
Снесена

15 Джиграшенская Благовещенская
во имя пресв. Богородицы
Армянский базар
Снесена

16 Св. Саркиса
Сурп-Саркисская (Гришашвили) ул.
Снесена

17 Во имя св. Архангелов
Красильная ул.
Снесена, на её месте строится грузинская

18 Зркинянц (Эркинян) Св. Карапета
Грибоедовская ул.
Снесена

19 Св. Георгия Просветителя
Кахетинская ул.
Снесена

20 Кукийская Пресв. Богородицы
Михайловский пр.
Снесена

21 Чугуретская Пресв. Богородицы
Панасевича ул.
Переделана в грузинскую

22 Дзорабашская Св. Георгия
Метехский подъем
Снесена, на её месте построена грузинская

23 Навтлугская Св. Георгия
Навтлуг
Снесена

24 Камояна "Тани Таги" Св. Георгия
Дворцовая ул.
Снесена




 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:18:18 | Сообщение # 19
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Армяне Тбилиси

"Старый Тифлис — это своеобразный мир, где народы Кавказа были объединены всеми характерными признаками быта и манерами, он похож на веселое свадебное застолье, где все жители как будто собрались на веселый пир".

О.Туманян

Тифлис — старый и добрый город со свойственным только ему бытом, с неповторимыми традициями, нравами, ро­мантикой.

Жизнь била ключом на его площадях, улицах, садах... Любил он кутежи и песни под сазандари, бубен и зурну до "меоре супра" ("второго стола"), когда уже на рассвете убирали остатки пиршества и перед гостями появлялась новая бело­снежная скатерть с вкусно пахнущими закусками. Такими же особенными, пышными и цветистыми были и праздники. Новый год с его традиционными кутежами, с гуляющими по дворам и играющими на шарманке кинто, с фокусниками, дающими представление "Петрушки", с канатоходцами... А масленица (кееноба) с ее незабываемым маскарадом, сидя­щими на убранных коврами верблюдах и ослах трубачами, с музыкантами, играющими на бубне и зурне, с поющим и танцующим народным шествием.

Колорит города был неразрывно связан с увеселительны­ми заведениями — многочисленными трактирами, винными погребами и духанами, где ароматные шашлыки дразнили аппетит, и рекой лилось кахетинское вино. Среди них большой популярностью пользовались такие известные, как "Загляни, дорогой", "Сам пришел", "Сухой не уезжай", "Войди и посмотри", "Симпатия", "Тили Пучури" ("Маленькая вошка"), "Не уезжай, голубчик мой" и другие.

Тифлис невозможно было представить и без "шедевров" народного фольклора — знаменитых вывесок. Они были везде и на любой вкус. Вот некоторые из них: "Барев, кацо, мардокмин, добри челавек" (вывеска в Шайтан-базаре), "В духане Гога, апетит бога" (вывеска в Сололаке), "Душа рай, двер открывай, не стучай" (вывеска на Авлабаре), "Вини по­греба, кахетински Акоба, пиом до гроба и даже в гроба" (вывеска в Клор-тахе), "Скори файтон, весоли Антон, иду вагзал и обратон" (вывеска в Дидубе), "Бедный Шио, сапоги шиот" (вывеска в Чугурети). За их внешней примитивностью скры­валась, не в пример современным рекламам, простота и душевность общения.

Яркой достопримечательностью старого города был так же тифлисский двор. Достоверно и красочно описывает его известный писатель, тифлисец А.Айвазян: "...Тифлисский двор не строили, тифлисский двор выдумали фокусники, потом щедрые карачохели обмазали его чихиртмой и бугламой, полили вином и обмели пучком душистой травы-тархуна... Тифлисский двор, как и старая мысль, тих и спокоен: на бал­конах — ковры, посреди двора — водопроводный кран... Дворы будто народились один от другого: большие и маленькие — все одного племени, все на один манер..."

Не менее впечатлительными и самобытными были его жители. Здесь, пожалуй, не было равных кинто. Их несравненный язык и манеры (например, для щегольства пили вино из женского ботинка), общепризнанная артистичность вульгарного толка входила важнейшей частью в городскую культуру и городское искусство.

На протяжении веков сложился "кодекс поведения" истинного тифлисца независимо от национальной принадлежности. Он должен был быть обязательно душевно щедрым, открытым, веселым, сильным, добрым. Для него радость была не в радость, если не разделил бы ее сосед, а горе... какое горе в Тифлисе переживалось в одиночку? Тифлисца отличали, кроме того, редкостный артистизм и то специфическое чувство городского патриотизма, ощущения города, как час­ти себя, и себя, как части города, которое способно было соперничать с кровным национальным чувством, а подчас и перевешивать его. Правила гостеприимства, отзывчивости никаким уставом не закреплялись, но соблюдение неписа­ных законов считалось и считается сейчас делом чести и достоинства.




 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:18:50 | Сообщение # 20
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Интересным, веселым и многонациональным был Тифлис. Здесь слились воедино быт и развивающаяся культура многих наций, звучала разная речь. Но он был для всех родным и любимым, тем более для армян, древних и преданных его жителей.

Армяне никогда не были равнодушны к этому замеча­тельному городу. Историки и писатели, летописцы и писцы всегда находили повод, чтобы упомянуть Тпхис, Тплис-Тби-лиси (так называли армяне Тифлис), причем делали это с неизменным восхищеннием.

М.Каганкатваци, первым в VII веке упомянувшим в ар­мянской литературе Тбилиси, так же, как великий ученый-математик и географ А.Ширакаци и историк Себеос, называет его "изнеженным, торговым, славным и великим" городом, а Ухатнесс (X век) именует Тифлис "великолепной, славной и знаменитой метрополией (столицей) Иверии или Грузии".

Этот неповторимый город занял огромное место в творчестве Х.Абовяна — здесь он провел значительную часть своей многогранной деятельности и творческой жизни. В Тби­лиси, помимо романа "Раны Армении", были созданы "Овсана", "Турчанка", рассказ из жизни Ираклия II, произведения, посвященные Мтацминде, Лурджи Монастери, Куре, произведения как бы насыщенные тбилисским "воздухом", содержащие интересные и весьма ценные сведения о городе и грузинской действительности.

Пламенная любовь к своему родному городу вдохновила коренного тбилисца, известного театрального деятеля и художника В.Элибекяна создать на склоне лет в Ереване воссозданное в духе древнейшего города уютное кафе "Тифлис", а прожившая наиболее яркую часть жизни в Тбилиси известная писательница Р.Достян посвятила его самым веселым и находчивым жителям проникнутую мягким юмором повесть "Кинто".

Город, воспетый поэтическим даром Саят-Новы и несравненной кистью Ходжабекова и Пиросмани, достоин пламенных чувств и выраженной ностальгии.

Армяне живут в Тбилиси с незапамятных времен. Первоначально небольшая их часть располагалась у подножия крепости Нарикала, близ минеральных источников и занималась главным образом войлочным производством. Как свидетельствуют источники, армяне жили в столице Грузии и в последующие столетия, но значительный рост их численности особенно стал заметен с XI века. Вначале это было обусловлено первыми проявлениями упадка армянского царства Ани, жители которого большей частью устремились в Тифлис и осели к юго-востоку от Исани в районе нынешнего Авлабара. Далее он имел место в период правления царицы Тамары и одновременно расцвета Грузии, охватывающий конец XII и начало XIII столетия. Наконец, большое количест­во армян устремилось в столицу после разрушения Ани в 1239 году.

С увеличением числа переселенцев расширялись районы их поселения — основным кварталом с преимущественно армянским населением стал Сололак, расположенный под Сололакской горой.

Разорение Тифлиса Ага-Магомет-Ханом хотя и способствовало определенному уменьшению численности армянского населения, но с присоединением Грузии и других областей Закавказья к России, приблизительно с 30 гг. XIX века, число жителей в Тифлисе из армян значительно увеличилось и стало доминировать.

Армяне с давних времен составляли преобладающее население Тифлиса. Например, по описанию Шардена, посетившего столицу Грузии в 1671 году, из 20 тысяч жителей армян было 14 тысяч, т.е. около 75%. Такая же картина отмечалась с наступлением XIX века - в 1800 году они занимали первое место по численности, до 20 тысяч душ или почти 3/4 всего населения. (Н.Бадриашвили. "Тифлис — от основания города до XIX века". Книга 1. Изд.центр Тифсовета, 1934.).



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:19:07 | Сообщение # 21
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
По данным официальной переписи 1864 года в Тбилиси числилось 47,4% армян, 24,76% грузин, 20,47% русских. Через 12 лет соотношение указанных национальностей было: 40,7% армян, 23,6% грузин, 21,24% русских. Характерно от­метить, что соотношение числа населения столицы по национальности в следующие годы вновь начинает изменяться в пользу армян... (Ш.Чхетия. "Тбилиси в XIX столетии", изд. АНГр.ССР, 1942, с.161,165).

"Цифры населения по народностям, — пишут Д.Бакрадзе и И.Бердзенов, — дают, между прочим, следующий вывод: число армян превышает все другие национальности, отдельно взятые". (Д.Бакрадзе и И.Бердзенов, "Тифлис в историческом и этнографическом отношениях", изд. Г.Беренштама, 1870.)

С развитием индустриализации и промышленности в Тифлисе количество неармянского населения сильно возросло, а с наступлением революции и в последующие годы почти сравнялось с армянами. В дальнейшем оно стало превалировать.

Армяне в Грузии, как известно, проживали не только в столице, но и во многих других городах, например Мцхета, Ахалкалаки, Ахалцихе, Гори, Сурами, Ахалгори, Ананури, Душети, Телави, Сигнахи, Кутаиси, Сухуми и др. В некоторых из них они также составляли большинство. На это указывают, в частности, М.Нейман и П.Иоселиани. "...нынешние города Сигнах и Телав в Кахетии, бывшие в то время незначительными местечками, обратились в населенные армянские пункты так же, как и город Гори в Карталинии" (М.Нейман. "Армяне", С-Петербург, 1899). "Население Сигнахи состоит большей частью из армян. Они имеют там и свою церковь... Велисцихе — нынешнее его население состоит большей частью из армян, водворившихся здесь для тор­говли..." (П.Иоселиани. "Путевые заметки по Кахетии", Тифлис, 1846, с.39,47).

Армяне занимали доминирующее положение не только в численном, но и в социальном отношении, как по своему значению, так и по разнообразию. В Тифлисе они почти ис­ключительно образовали особое городское сословие — нечто вроде почетных граждан под названием мокалаков, что бук­вально значит "горожанин". Вели они свое начало от тех промышленных и торговых армян, которых царь Вахтанг-Горгаслан вызвал, говорят, во вновь устраиваемую им столи­цу и, чтобы привязать к ней, предоставил им разные выгод­ные и почетные привилегии, впоследствии к ним присоеди­нились новые пришлецы, вызванные царицею Тама­рою.(Д. Бакрадзе и И.Бердзенов. "Тифлис в историческом и этнографическом отношениях", изд. Г.Беренштама, С-Петербург, 1870, с.87-88.) Звание мокалака было приложимо к наиболее состоя­тельной части населения Тбилиси. Не будучи однородным слоем, мокалаки делились на первостепенных и второсте­пенных. Еще при грузинских царях первостепенными мокалаками были Шадиновы, Абесаломовы, Юзбашевы, Харазовы, Тамамшевы, Татоевы, Измировы, Кишмишевы и др. (Ю.Д.Анчабадзе, Н.Г.Волкова. "Старый Тбилиси", М, Наука, 1990, с.27.)

Такими же называли себя в конце XVIII и в начале XIX вв. тбилисские жители Ипрумовы, Закарбековы, Шамарзановы, Амировы,Такоевы, Мнацакановы, Шакар-Меликовы, Ратиновы, Питоевы, Бузгаловы и др. Главными составными для присвоения этого "знатного" и "избранного" почетного звания были, как правило, проис­хождение ("фамилия"), величина недвижимого имущества и капитала, а также несение службы при царском дворе. (Ш.А.Месхиа. Города и городской строй в феодальной Грузии XYII-XYIII вв., Тбилиси, 1959.)

Цари оказывали мокалакам особенное внимание и уважение, позволяли им владеть крестьянами на общих туземных правах; за уголовные преступления мокалаки не подвергались подобно людям низших сословий, казни, а откупались денежною пенею. В злополучные времена, когда из Грузии посылалась персидским шахам дань девушками и мальчиками, называвшаяся "арбаб". они избавлялись от нее также взносом денег. Царю платили они определенную подать, "махта". могли вступать в службу и даже на некоторые почетные места имели предпочтительное перед другими право; впрочем, они охотнее служили по гражданской, чем по военной части... Занимались они преимущественно торговлею, но из них бывали и ремесленники. (П.Иоселиани. "Города существовавшие и существующие в Грузии", с.83,84.) Почетные граждане, состоящие преимущественно из армян, представляли большую часть медиков и меликов-мамасахлисов



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:19:22 | Сообщение # 22
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Высокий пост городского головы, как было указано ранее, также в основном принадлежал армянам. Первым в Ти­флисе в 1841 году был избран местный армянин И.Измиров. В последующие годы этот пост занимали С.Хатисов, М.Тер-Грикуров, И.Шадинов, Ф.Придонов, З.Гуласпов, З.Амирагов, И.Мириманов, А.Свечников, С.Сараджев, А.Мананов, В.Аршакуни, С.Абесаломов, С.Мириманов, Е.Придонов, К.Шармазан-Вартанов, И.Арцруни, Н.Аладатов, Д.Туманов, Я.Туманов, А.Матинов, П.Измайлов, Г.Евангулов, Н.Черке­зов и, наконец, последним эту должность занимал А.Хатисов.

Некоторые из них сыграли значительную роль в процветании города. При Я.Туманове( 1870-1875 гг.) было введено городское самоуправление и основано Михайлове кое ремеслен­ное училище (впоследствии — 2-ая мужская гимназия, Нахи­мовское училище, средняя школа № 25, в настоящее время здание пострадало от пожара).

А.Матинов (1879-1891) способствовал благоустройству Тифлиса важными сооружениями, в частности мостами, водопроводом, городским домом (мэрия), а также проложнием трамвайных путей (конка); при нем же впервые город совершил ряд крупных займов.

Канализация, асфальтирование и газовое освещение улиц — все эти новаторские мероприятия были проведены и вошли в жизнь города благодаря А.Хатисову (1909-1917гг).

Представители высшего класса тифлисского армянского населения составляли большинство гласных (депутатов) и в городской Думе. В частности, на 1.01.1909 года из 77 гласных 37 было армян.

Низший класс тифлисского армянского населения был представлен веселыми и остроумными кинто, занимавшимися продажей фруктов, овощей, свежей рыбы, содержанием духанов, небольших винных погребов, харчевен и проч. Они были в большой моде — вели кулачные бои, пользовавшиеся огромной популярностью у городских жителей, обладали притягательными человеческими свойствами. Все это в совокупности делало их любимцами, а зачастую и героями среди остального населения, особенно среди армян.

Тифлис вообще, в более широком смысле, долго являлся ареной для выражения армянского духа. Это был особый город, где все чувствовали себя у "себя", и в первую очередь армяне. Они принимали активное участие в торгово-деловой и культурной жизни города — содержали торгово-ремесленные предприятия и культурно-просветительские учреждения, воздвигали жилые и общественные здания, посещали свои церкви и театры, читали свои газеты, журналы и книги, учи­лись в своих школах и гимназиях.

Немало городских объектов носило армянские названия: Эриванская и Мадатовская площади, улицы Мадатова, Арцруни, Шелковникова, Лорис-Меликова, Тер-Гукасова, Лазарева, Бебутовская, Аргутинская, Коргановская, Нерсесовская, Долухановская, Аштаракская, Эчмиадзинская, Ванкская, Сурбншанская, Сурб-Минасская, Сурб-Карапетекая, Норашенская, Армянский базар, Мадатовский и Мнацакановский мосты, Худадовский лес...

Такая же картина в целом была характерна и для других населенных пунктов Грузии, где достаточно компактно проживали армяне. Например, армянские церкви функционировали не только в ее столице, но и в Ахалкалаки, Ахалцихе, Сухуми, Батуми, Поти, Цхинвали, Кутаиси, Гори, Сигнахи,Телави, Велисцихе, Цинандали, Греми, Ахалгори, Душети, Коджори, Шулавери, Болниси.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:37:01 | Сообщение # 23
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Сельские администрации (ДЖАВАХКА)



Азаврет


Бурнашет /Бурнашен/


Гадо /Гадолар/


Ломатурцх


Чак


Бугашен


Тркна


Гоман /Гом/


Олавер


Балхо

Аракова


Аракова


Орджа


Корх


Тотхам


Маджадиа


Аластан


Кокиа


Вареван

Картикам


Картикам


Куликам


Хулгумо


Абул


Тахча


Бзавет

Сулда


Сулда


Дадеш


Бозали


Мясникян

Карцах


Карцах


Филиповка


Хандо


Баралет


М. Самсар


Б. Самсар


Мерениа


Эхтила



Гогашен


Апниа


Хокам


Карцеб

Азмана

Хоспиа


Хоспиа


Бавра


Мартуни


Хорения

Кумурдо


Кумурдо /Гюмбурда/


Чреск /Кировакан/



Вачиан


Муджахет

Чамдура


Дилиска


Качо


Бежано


Алатуман


Агана

Модегам


Срик

Малый Качо


Турцх

Котелиая


Котелия


Хавет


Давния


Эринджа


Чунчха

Пртена

Молит

(Если я что то не нашол и в жтом списке отсутствует то буду благодарен если напишите).

С Уважением ДАВИД!!!!



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:40:17 | Сообщение # 24
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
http://www.armenia.ge/hamayk/hm_news_rus.php - Вот вам сайт, если камуто что то будет интересно смотрите там все написанна!




Сообщение отредактировал Джавахк-Арцах-ЕРЕВАН - Вторник, 31-Июл-07, 11:44:56
 
Форум » Тестовый раздел » История » Армяни Грузии
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz