Вход

Регистрация
Главная
 
CHUMAZIK 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Жизнь в Нагорном Карабахе
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Четверг, 26-Июл-07, 14:21:34 | Сообщение # 1
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
Нагорный Карабах международно признан составной частью Азербайджана, однако, он в основном функционирует как независимое образование, и его военная и экономическая безопасность гарантируется Арменией. Формально он все еще находится в состоянии войны и на его территории действует военное положение.(27)

В составе Азербайджанской ССР Нагорный Карабах имел статус автономной области. Первого декабря 1989 года Верховный совет Армянской ССР и областной совет Нагорного Карабаха приняли совместную резолюцию "О воссоединении Нагорного Карабаха с Арменией".(28) Второго сентября 1991 года областной совет в Степанакерте провозгласил независимость "Нагорно-карабахской Республики" от Азербайджана.(29) Азербайджан объявил о своей независимости от Советского Союза 30 августа 1991 г., а 26 ноября отменил автономный статус Нагорного Карабаха. Тем не менее, армяне Нагорного Карабаха не оставили свои попытки отделится от Азербайджана и 10 декабря провели референдум. Подавляющее большинство проголосовало за независимость, однако, в референдуме почти не участвовали азербайджанцы.(30) Ни одно государство, в том числе и Армения, не признало независимость Степанакерта, формально провозглашенную 6 января 1992 года.

В Нагорном Карабахе, также как и в Армении, решение вопроса о международном статусе образования считается ключом к разрешению конфликта. И объединение и полная независимость рассматриваются как приемлемые варианты. В 1988 году карабахское движение началось с лозунга "Миацум" ("объединение" по-армянски). Однако, это требование было изменено после распада Советского Союза. Как объяснил в Степанакерте (де-факто) президент Нагорного Карабаха(31), "будучи частью Советского Союза, было вполне реально требовать перехода в состав Армении, но после распада Советского Союза мы поняли, что политика независимости для нас лучший выбор".(32) На вопрос, является ли независимость или объединение окончательной целью Нагорного Карабаха, высокопоставленный чиновник в представительстве НК в Ереване ответил: "Конечно независимость".(33)

Общественное мнение Нагорного Карабаха разделяется приблизительно поровну.(34) Сторонники объединения говорят: "Наша цель - воссоединение с Арменией, так как мы и так уже имеем единое экономическое, социальное и правовое пространство".(35) Правительство Армении придерживается следующей позиции: "Мы поддержим любое решение, которое примет народ Нагорного Карабаха по вопросу своего будущего статуса".(36) Официальное и общественное мнение в Баку непреклонно - отделение Нагорного Карабаха было анти-конституциональным, захват его территории - незаконным, его государственность не может быть признана, и он должен оставаться частью Азербайджана.(37)

С 1992 года развитие Нагорного Карабаха тесно связано с Арменией без каких-либо контактов с Азербайджаном. Это значительный отрыв от советского прошлого, когда судебные и политические институты, экономика, инфраструктура и коммуникации были тесно привязаны к Баку. Это образование окружено территорией Азербайджана, и его единственная связь с Арменией проходит через оккупированные территории, включая Лачинский коридор, где на средства армянской диаспоры была построена современная дорога. Аэропорты здесь не функционируют(38), а железная дорога на Баку почти полностью разобрана.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Четверг, 26-Июл-07, 14:22:02 | Сообщение # 2
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
А. Современное население

После 1989 года демографическая структура радикально изменилась. По данным последней советской переписи, население НКАО составляло 189.085 человек, из них 145.500 этнических армян (76,9%) и 40.700 этнических азербайджанцев (21,5%).(39) По утверждению властей Нагорного Карабаха количество армян остается прежним.(40) Однако, считается, что 70.000 армян, которые проживали здесь до войны, находятся в третьих странах.(41) Тут практически нет азербайджанцев. Около двух третей довоенного населения - армяне и азербайджанцы - уже не живут в Нагорном Карабахе.(42)

Около половины населения живет в Степанакерте.(43) Люди приезжают туда из других районов в поиске работы, лучших условий жизни, инфраструктуры и социальных услуг.(44) Другие города с большим населением - Мартуни, Мардакерт, Аскеран, Гадрут.(45) Некоторые населенные пункты с большинством азербайджанского населения почти полностью потеряли своих довоенных жителей. Самый яркий пример - Шуша (население до войны - 14.600, сегодня - около 3.000).(46)

В 1989 году жители Нагорного Карабаха были гражданами Советского Союза и Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Сегодня Степанакерт считает их гражданами Нагорного Карабаха.(47) (Де-факто) министр иностранных дел сказал представителям Крайсис Груп, что он считает всех армян по национальности, кто или чьи предки жили в советском Азербайджане - по его подсчетам примерно 500.000 человек - имеющими право на получение гражданства.(48) Он добавил, что рассматриваемый законопроект позволит всем, кто родился в Нагорном Карабахе, иметь двойное гражданство.(49) Это позволит им обрести гражданство Армении. Законодательство Еревана не позволяет иметь двойное гражданство, но поскольку Армения не признает независимость Нагорного Карабаха, его постоянные жители без особого труда становятся гражданами Армении. Власти Баку считают всех лиц из Нагорного Карабаха гражданами Азербайджана(50), но почти никто из живущих там сейчас людей не считает себя таковыми.

Нагорный Карабах не выдает свои собственные паспорта.(51) Армения выдала большинству жителей свои паспорта для выезда заграницу. Эти документы выдаются местной полицией и содержат номера, которые помогают отличать их от паспортов жителей Армении.(52)



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Четверг, 26-Июл-07, 14:22:22 | Сообщение # 3
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
1. Перемещенные армяне

Власти Нагорного Карабаха утверждают, что одну треть населения составляют "беженцы" и ВПЛ.(53) Они полагают, что от 10.000 до 15.000 человек из довоенного Шаумяна и Геташена (Азербайджан)(54) и около 20.000 из Мардакерта и Мартуни (бывшие составные части НКАО) являются ВПЛ. Жителей других частей Азербайджана они называют беженцами.(55) Так как Шаумян и Геташен присоединились к Степанакерту, заявив об отделении в 1991 году(56), они описаны как "армянская территория, часть Нагорного Карабаха, незаконно оккупированная азербайджанскими вооруженными силами". По мнению Степанакерта, жители этих мест должны в конечном итоге возвратиться на места своего довоенного проживания под его юрисдикцией. Большинство из около 30.000 перемещенных лиц из центрального Азербайджана(57) обосновались в Нагорном Карабахе после определенного периода проживания в Армении, России, Туркменистане и других республиках бывшего Советского Союза. Власти Нагорного Карабаха утверждают, что многие армяне, которые жили в советском Азербайджане - особенно в Баку и Сумгаите, родом из Нагорного Карабаха и уехали оттуда в поисках хорошей работы и образования.(58) По их словам они возвращаются на "родину".(59) Баку категорически против, считая, что, согласно международному праву, те армяне, которые не проживали там до войны, не имеют права переехать в Нагорный Карабах, пока он оккупирован.(60)

В 2004 году Азербайджан поднял вопрос о заселении своей оккупированной территории на Генеральной Ассамблее ООН, обвиняя армянскую сторону в усилении оккупации посредством незаконного переселения жителей. Он заявил, что "23.000 человека (5.300 семей) были переселены в нагорно-карабахский регион", и что "Армения намеревается увеличить количество армянского населения на оккупированных территориях с 143.000 до 300.000 к 2010 году ... с целью аннексии этих территорий".(61) Армения отрицает проведение официальной политики переселения.(62) В ответ на обвинения, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) создала миссию по расследованию фактов (см. ниже).

Имеются сведения о том, что власти Нагорного Карабаха предлагают ВПЛ из Азербайджана материальный стимул для переезда в Нагорный Карабах - $300 на человека(63), $600 на семью, для покупки скота и сельскохозяйственного инвентаря, а также для приобретения земельных участков и создания сопутствующих коммуникаций. Утверждается также, что Управление по миграции и беженцам Еревана тесно сотрудничает с де-факто Управлением по делам беженцев и внутренне перемещенных лиц Нагорного Карабаха. Ежегодно выделяется около $600.000 для постройки жилья для переселенцев в Нагорном Карабахе.(64) По словам должностного лица Нагорного Карабаха, это поможет 67.000 лицам переехать на постоянное проживание в течение следующих десяти лет.(65) Теоретически, большинство ВПЛ из центрального Азербайджана имеют особый статус(66), но на деле они хорошо интегрированы и условия их жизни не имеют видимых различий по сравнению с другими ВПЛ. В 2005 году в бюджете НК было выделено 887 млн. драм ($1,971 млн.) для оказания помощи перемещенным лицам. Около 800 млн. драм из этой суммы были предназначены для строительства жилья и инфраструктуры. Немногие ВПЛ все еще живут в общежитиях.(67) По прошествии трех лет проживания в занятом жилище они могут бесплатно стать законными владельцами дома.(68) Некоторые заинтересованы в получении компенсации за дома, которые они потеряли в других районах Азербайджана и готовы к переговорам со своими бывшими соседями или должностными лицами Азербайджана.(69) Безработица выше среди ВПЛ, чем среди остального населения, и они пользуются дополнительной социальной помощью.(70) Закон от ноября 2004 года предоставляет ВПЛ все права граждан НК, включая право голоса, право на занятие выборных должностей и на приватизацию. Однако, они не объединены в ассоциации, политические партии или другие группы, которые могли бы представлять их интересы.(71) И власти, и перемешенные лица горько сетуют на недостаток серьезной международной помощи(72), хотя в этом нуждаются многие ВПЛ и большое количество семей без мужчин. Помощь извне приходит только от диаспоры, часто в форме перевода денег бывшим односельчанам от зажиточных членов общины, живущих сейчас в Армении и России.(73)



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Четверг, 26-Июл-07, 14:22:40 | Сообщение # 4
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
2. Проживание армян в оккупированных районах

Степень заселенности армянскими поселенцами семи оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха, является темой горячих дебатов. До войны почти все 424.900 жителей этих районов были азербайджанцами.(74) Их там сейчас нет. Города Агдам (28.200), Кельбаджар (8.100), Джебраил (6.200) и Физули (23.000)(75) систематически подвергались разрушениям и там остались только фундаменты зданий. Даже электропроводка, трубы и другие элементы инфраструктуры были проданы на лом.(76) Власти Степанакерта не предприняли никаких усилий для прекращения процесса разрушения.(77)

После того, как Азербайджан поставил вопрос о поселениях на оккупированной территории, стороны согласились на визит Миссии по расследованию ОБСЕ (МПР) в районы, окружающие Нагорный Карабах. Эта Миссия опросила, насчитала или непосредственно наблюдала 9.000-12.000 жителей и заметила, что власти по-разному стимулировали заселение: где закрывая на него глаза, а где обеспечивая жильем, инфраструктурой, освобождая от налогов, предлагая бесплатные коммунальные услуги.(78)

Степанакерт однозначно считает Лачин частью Нагорного Карабаха.(79) Изменилась его демографическая структура. До войны там жили 47.400 азербайджанцев и курдов; сегодня, согласно должностным лицам Нагорного Карабаха, его население состоит из около 10.000 армян.(80) Среди стимулов, предлагаемых поселенцам - бесплатное жилье, социальная инфраструктура, дешевые или бесплатные коммунальные услуги, низкие налоги, деньги и домашний скот. В центре города были реконструированы и перераспределены 85% домов.(81) Новые линии электропередач, транспортные коммуникации и остальная инфраструктура сделали район более зависимым от Армении и Нагорного Карабаха, чем до войны.

Крайсис Груп также наблюдала за поселенцами, которые основали функционирующие административные институты в Кельбаджаре и Агдаме.(82) Они живут в полностью или частично перестроенных домах с водо- и электроснабжением. Как объяснили в местной администрации, на деньги диаспоры было построено или восстановлено по крайней мере семь школ в Кельбаджаре.(83) Степанакерт выплачивает зарплаты учителям, сельским врачам, полицейским и местной администрации. В городе Кельбаджар была создана администрация "Шаумянского района в изгнании", где в основном живут перемещенные лица из Шаумяна и Геташена. Администрация осуществляет официальные функции, включая регистрацию и ведение документации, как это происходит на остальной территории Нагорного Карабаха. На выборах в Нагорном Карабахе это единый избирательный округ (с пятнадцатью избирательными участками).(84) "Район Шаумян - Кельбаджар" избирает одного члена Национальной ассамблеи НК.

Хотя поселенцы объясняют, что они переехали в оккупированные районы, чтобы быть ближе к своим домам, их переселение могло иметь и стратегические цели и происходило по крайней мере при молчаливой поддержке Степанакерта.(85) Армянские активисты считают, что Азербайджан намеренно заселил Шаумяновский и Геташенский районы с преобладающим армянским населением беженцами азербайджанцами из Армении.(86) Возможно, ВПЛ из Шаумяна и Геташена в Кельбаджаре - ответный шаг Степанакерта.

Азербайджан рассматривает заселение армянами оккупированных территорий как доказательство того, что Нагорный Карабах намеревается удерживать их бесконечно. Одно должностное лицо из Нагорного Карабаха подтвердило это опасение, заявив, что "азербайджанцы должны понять - они никогда не смогут вернуться в Физули и Джебраил".(87) Председатель нагорно-карабахского отделения Армянской революционной федерации - Дашнакцутюн (АРФ-Д) занял еще более жесткую позицию: "Нам необходимо заселить эти земли. Уже много народа живет там. Эти районы служат нам в качестве "пояса безопасности". Они жизненно необходимы для сохранения нашей нации и государства".(88) Политика Степанакерта по заселению в Лачине и Кельбаджаре, и в меньшей степени, в Агдаме, является нарушением международного права и может осложнить возможные пути политического урегулирования. Чем больше поселенцев в оккупированных районах, чем дольше они там проживут, и чем более организованной становится их жизнь, тем труднее будет когда-либо что-либо изменить. Как сказал председатель парламента Нагорного Карабаха, "как только армяне начнут хоронить здесь своих покойников, станет очень сложно переселить их опять".(89)



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Четверг, 26-Июл-07, 14:22:59 | Сообщение # 5
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
B. Структуры власти

Власти Нагорного Карабаха говорят о нем как о демократическом образовании, а официальные лица Азербайджана публично называют членов правительства Степанакерта "ничем иным как военачальниками".(90) Нагорный Карабах обосновывает свою независимость функционирующим правительством с демократически избранным президентом и парламентом, способным иметь отношения с иностранными государствами, и держать вооруженные силы под гражданским контролем.(91) Нагорный Карабах заявляет, что, даже будучи непризнанным, он предпринимает шаги для осуществления тех обязательств, которые у него возникнут в случае будущего присоединения к таким организациям, как Совет Европы.(92)

У Нагорного Карабаха нет конституции(93), но она может быть принята до конца этого года.(94) После провозглашения независимости Нагорный Карабах стал парламентской республикой, затем перешел на президентское правление в ноябре 1994 г. Первый де-факто президент, Роберт Кочарян, был избран парламентом и переизбран всеобщим голосованием в ноябре 1996 г.(95) После того как он стал премьер министром Армении в 1997 г., на новых выборах в сентябре того же года победил Аркадий Гукасян(96) который был переизбран на второй и последний срок в 2002 году.(97) Президент назначает министров по рекомендации премьер-министра (действующий премьер-министр - Анушаван Даниелян) без одобрения парламента. "Демократический союз Арцаха" составляет большинство в однопалатном 33-х местном парламенте.

Нагорный Карабах разделен на районы и коммуны. Главы районных администраций назначаются, а главы органов местного самоуправления (коммун) избираются. Города, включая Степанакерт, имеют статус коммун с избранными главами.(98)



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Четверг, 26-Июл-07, 14:23:37 | Сообщение # 6
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
1. Вооруженные силы

Нагорный Карабах, возможно, самое военизированное общество в мире. Хорошо обученная и оснащенная оборонительная армия Нагорного Карабаха это в первую очередь сухопутные войска, значительная часть состава которых обеспечивается Арменией.(99) Официальный представитель Нагорного Карабаха сообщил Крайсис Груп, что в армии насчитывается 20.000 солдат(100), по оценке независимого эксперта эта цифра составляет 18.500.(101) Предположительно, возможна мобилизация еще 20.000-30.000 резервистов.(102) Исходя из численности населения, Нагорный Карабах не может обеспечить такие крупные силы без привлечения значительного числа людей извне. По независимой оценке в армии служат 8.500 армян из Карабаха и 10.000 из Армении.(103) Если эти цифры точны, на 1.000 человек в Нагорном Карабахе приходится 65 военнослужащих, это превышает почти все страны по доле населения, занятого военной службой.(104)

Тем не менее, многие призывники и солдаты-контрактники из Армении продолжают служить в НК. Де факто министр обороны признает, что 40% личного состава его вооруженных сил контрактники, включая граждан Армении.(105) Он заявляет, что никто из граждан Армении не призван в армию принудительно(106) и добавляет, что 500.000 армян нагорно-карабахского происхождения живут в Армении, и что некоторые из них служат в нагорно-карабахской армии.(107) Бывшие призывники из Еревана и других городов Армении рассказали Крайсис Груп, что их, по-видимому, своевольно отправили в Нагорный Карабах и оккупированные районы сразу же после прибытия на призывной пункт. Они отрицают, что добровольно отправились в Нагорный Карабах и на прилегающие оккупированные территории. Им не платили надбавку за службу за пределами Армении, и они несли службу в военной форме и под военным командованием Нагорного Карабаха.(108) Нежелание молодых призывников из Армении служить в НК растет, что, возможно, объясняет явное сокращение их числа.(109)

Между вооруженными силами Армении и Нагорного Карабаха существует высокая степень интеграции.(110) Власти Армении признают значительные поставки вооружений и оснащения.(111) Власти Нагорного Карабаха также говорят о том, что офицеры из Армении помогают им в подготовке личного состава.(112) Однако, Армения настаивает на том, что в Нагорном Карабахе и на оккупированных территориях вокруг НК нет ни одного воинского подразделения Армении.

До 2000 года военные играли значительную роль в политике. Ситуация начала меняться, когда накалилась борьба за влияние между де-факто президентом Гукасяном и тогдашним главнокомандующим армии Самвелом Бабаяном. Бабаян был уволен, и в последствие его осудили на четырнадцать лет за организацию попытки покушения на президента.(113) С тех пор политическая роль военных явно уменьшилась, хотя все еще ощущается их экономическое присутствие. Армия рассматривается как институт, обеспечивающий стабильную работу, и многие семьи зависят от этого дохода.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Четверг, 26-Июл-07, 14:23:49 | Сообщение # 7
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
2. Политические партии и выборы, 2004-2005 гг.

После 1992 года был проведен целый ряд выборов, не нашедших международного признания.(114) Все постоянные жители НК, включая ВПЛ из Азербайджана, жителей бывшей НКАО и некоторых частей оккупированных территорий, имеют право голоса.(115) Азербайджан систематически осуждает выборы за нарушение национального и международного права и по причине неучастия в них азербайджанцев.(116) В июне 2004 г., когда были проведены местные выборы, парламент Азербайджана заявил, что выборы могут быть признаны законными только лишь после возвращения ВПЛ азербайджанцев.(117) Армения защищает право Нагорного Карабаха на проведение выборов как осуществление "законного права в соответствии с международными стандартами" и добавляет, что "только благодаря проведению выборов новые власти могут и имеют полномочия вести политические переговоры".(118) Наблюдатели из ведущих международных организаций, таких как ОБСЕ, Совет Европы и Содружество независимых государств (СНГ), никогда не осуществляли мониторинг выборов в НК. Прежний Генеральный секретарь Совета Европы назвал выборы 2004 г. "неуместными", а Брюссель в 2002 отреагировал следующим образом: "ЕС не может признать законными "президентские выборы", которые планируются провести в Нагорном Карабахе".(119)

Основные политические партии - партия Демократический Арцах, партия Свободная Родина, АРФ-Д и Движение 88. Первая находится у власти с 2000 года. В нее входят представители бывшей советской элиты и новые бизнесмены, которые совместно контролируют большую часть ресурсов региона. Она во многом опирается на связи советских времен, и власти нескольких районов не менялись с тех пор. Глава одной из местных администраций сказал: "Я работал здесь при советской власти, и я все еще здесь".120

АРФ-Д, еще недавно вторая по силе партия в Нагорном Карабахе, входит в правящую коалицию в Армении. Это высоко организованная, хорошо финансируемая партия, пользующаяся поддержкой диаспоры. Имея девять мест, она была хорошо представлена в предыдущем парламенте Нагорного Карабаха. Однако, на выборах в июле 2005 г. она объединилась с Движением 88 - свободной ассоциацией интеллектуалов, во многом связанной со средствами информации и НПО, которые всегда находились в оппозиции. У альянса были большие ожидания, особенно после удачи в борьбе за должность мэра Степанакерта в августе 2004 г., но они получили только 3 места из 33-х.(121) Партии, лояльные к де-факто президенту Гукасяну, одержали подавляющую победу. Демократическая партия Арцах заняла наибольшее количество мест, а малоизвестная проправительственная партия Свободная Родина, состоящая из политически активных местных бизнесменов и интеллектуалов, заняла второе место.(122) Оппозиция считает, что власти создали ее в качестве "ложной альтернативы" для отвлечения недовольных избирателей.(123)



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Четверг, 26-Июл-07, 14:24:20 | Сообщение # 8
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
3. Средства информации и неправительственные организации (НПО)

В Нагорном Карабахе зарегистрировано около 80 НПО, но только 10% из них играют какую-либо роль.(124) Относительно медленный рост некоммерческого сектора объясняется недостаточным местным и международным финансированием(125), конкуренцией со стороны НПО, финансируемых правительством, подавляющим влиянием групп диаспор и низким уровнем гражданской и политической активности общества Нагорного Карабаха.(126) Большинство доноров и международных организаций не проявляют желания осуществлять свою деятельность в Нагорном Карабахе из-за статуса непризнанной территории. Те, которые присутствуют там, занимаются в основном гуманитарными вопросами , а не более широкими вопросами развития или демократизации.(127) На оккупированных территория за пределами Нагорного Карабаха почти не осуществляются донорские проекты, исключение составляют работы по разминированию, проводимые Хало Траст.(128)

Средства информации плохо развиты. Телевидение - единственный источник информации. Общественное телевидение, скудно финансируемое и плохо оснащенное, вещает только несколько часов в день(129) и не транслируется в отдаленные местности. Те, кто может себе это позволить, смотрят телевизор по спутниковой антенне, в основном передачи из Армении, России, Азербайджана, Турции и Ирана. В некоторых местах азербайджанское телевидение, в частности государственное АзТВ, ловится лучше, чем армянские каналы.

Печатные средства информации развиты лучше, но в основном сконцентрированы в Степанакерте.(130) Проправительственная "Азат Арцах"(131) выходит ежедневно на армянском и еженедельно на русском. Из неправительственных изданий можно назвать "Демо". Это издание выходит два раза в неделю на русском и армянском языках и содержит местные и региональные (кавказские) новости.(132) Есть также ежемесячник на русском языке "Что делать?", военная газета "Мартик" ("Солдат"), газета Союза ветеранов карабахской войны и четыре газеты политических партий. Имеются и местные журналы.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Четверг, 26-Июл-07, 14:24:47 | Сообщение # 9
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
4. Коррупция и недовольство

Власти Нагорного Карабаха не избежали обвинений в коррупции и преступной деятельности. Проехав по Степанакерту, можно заметить несколько роскошных домов, которые бросаются в глаза на фоне советской архитектуры. Один, как говорят, принадлежит (де-факто) генеральному прокурору, другой - министру внутренних дел. При опросе жители Нагорного Карабаха высказывают серьезное недоверие к системе правосудия. Не верят в справедливость приговоров суда 48% опрошенных, из них 61,6% считают это следствием коррупции. Не видят в лице полиции надежного защитника безопасности и прав 47%.(133)

До ареста в 2000 году бывшего (де-факто) министра обороны и командующего силами обороны Самвела Бабаяна считалось, что он контролировал многие стороны экономической и политической жизни.(134) Он был наиболее известен среди тех, кто нажился на войне, использовав экономическую изоляцию Нагорного Карабаха и отсутствие строгого таможенного контроля, а также грабеж на оккупированных территориях, и махинации на черном рынке. Президент Гукасян заявляет, что его администрация во многом ослабила влияние полевых командиров. "Долгое время здесь царила военная диктатура, хотя мы пытались создать полупрезидентскую республику. Мы начали бороться с послевоенным синдромом... и в 1999 году нам удалось его преодолеть".(135)

Избранные власти, по-видимому, действительно пытаются создать эффективные и подотчетные государственные институты. Министерства и административные офисы в городе хорошо оборудованы, оснащены компьютерами, хотя и они часто располагаются в полуразрушенных зданиях советской эпохи. Немногочисленные кадры молодых госслужащих, получивших образование за рубежом, полны амбиций установить эффективное управление. Однако, несомненно, все еще ощущается влияние теневых групп, управляемых теми, кто нажился на войне или "новоиспеченными бизнесменами", хотя это влияние трудно измерить.



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Четверг, 26-Июл-07, 14:27:49 | Сообщение # 10
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
C. Экономика и торговля

Экономика Нагорного Карабаха, ранее интегрированная в советский Азербайджан, была почти полностью разрушена войной.(136) Сегодня она тесно привязана к Армении и значительно зависит от ее финансовых вливаний. Все трансакции проходят через Армению, и часто на товарах, произведенных в Нагорном Карабахе на экспорт, можно увидеть надпись "сделано в Армении".(137)

Ереван обеспечивает половину бюджета. С 1995 года наблюдается значительный рост во всех секторах: власти Нагорного Карабаха заявляют, что в 2004 г. ВВП вырос на 18,2%.(138) Приватизация земли и предприятий осуществлена в основном без участия бывших жителей азербайджанцев. Это может еще более осложнить возвращение ВПЛ и реинтеграцию Нагорного Карабаха с Азербайджаном в случае достижения урегулирования.

1. Бюджет, финансы, банки

Нагорный Карабах в значительной степени зависит от внешней финансовой помощи, в первую очередь из Армении, а также из США и диаспоры во всем мире. Нагорный Карабах не может собрать достаточно средств для наполнения своего бюджета, и, можно сказать, что в абсолютном отношении он получает все растущую внешнюю поддержку.(139) Бюджет 2005 года составлял 24,18 млрд. драм (около $53,73 млн.). Местные поступления, по ожиданиям, составят 6,46 млрд. драм (около $14,35 млн.) или 26,7% расходов.

С 1993 года Нагорный Карабах получает "межгосударственный кредит" от Армении. По словам премьер министра, эта сумма составит 13 млрд. драм ($28,88 млн.) в 2005 году, что намного выше по сравнению с 2002, когда эта сумма составляла 9 млрд. драм ($16,07 млн.).(140) Однако, де-факто премьер министр Нагорного Карабаха утверждает, что часть этого займа - 4,259 млрд. драм (около $9,46 млн.) - является фактически возвращением Арменией НДС, таможенной пошлины и акциза, которые Армения собирает на товары для Нагорного Карабаха, проходящие через ее территорию.(141) Оставшаяся часть займа выплачивается в течение десяти лет по номинальной процентной ставке. Хотя Армения предоставляет такие займы с 1993 года(142), ни один из них не был выплачен. По словам премьер министра Армении, Степанакерт "еще не готов к выплате... В ближайшие годы нам необходимо продолжать предоставление этого займа, чтобы помочь в строительстве инфраструктуры... мы не думаем, что они смогут в ближайшем будущем обходиться сами".(143)

США- второе государство, которое осуществляет прямую государственную помощь.(144) В 1998 году Конгресс впервые назвал Нагорный Карабах получателем гуманитарной помощи отдельно от Азербайджана.(145) Финансами из США управляет Агентство по международному развитию (USAID)(146), которое распределило их между такими НПО, как Фонд помощи Армении, "Спасти детей" (Save the Children). В сентябре 2004 США обязались дать Нагорному Карабаху $23.274.992 и потратили $17.831.608.(147) В выделении этих ассигнований не последнюю роль сыграли армянские группы лоббистов.(148)

Армянская диаспора вносит значительный вклад в экономическое развитие НК. Всеармянский фонд "Хайастан" (Армения), расположенный в Ереване, координирует сбор средств и их распределение.(149) По проекту "Арцах" выплаты постоянно растут. С 2002 по 2004 г. они выросли с $2.310.128 до $4.528.618. Финансируемые проекты включают строительство шоссе север - юг и восстановление домов, школ, медицинских учреждений и другой инфраструктуры.(150) Фонд в целом не осуществляет проектов на оккупированных территориях вокруг Нагорного Карабаха, но это могут делать частные доноры.(151) В 2004 г. Всеармянский фонд организовал всемирный телемарафон и собрал $11 млн. для строительства новой дороги север-юг.(152) Местная либеральная налоговая реформа увеличила сбор доходов, собираемых на месте. Налоги, собираемые на месте, в 2005 г. составят 26,7% расходной части бюджета, что намного выше прежних менее чем 19% , которые поступили в бюджет 2001 года от местных сборов. Налоги намного ниже, чем в Армении. Подоходный налог - 5%, государственный налог - 2,5%. Налог социального страхования был снижен с 30% до 13%. Импортируемые товары облагаются пошлиной в 10%, а экспорт не облагается налогом.(153)

В обращении в основном находятся армянские драмы. В НК официально отсутствует Центральный Банк, хотя некоторые функции по регулированию и т.п. выполняет частный Арцахбанк(154), который имеет 30% своих активов в Нагорном Карабахе(155) и филиалы во всех его районах, но не на прилегающих оккупированных территориях.(156) Владельцами банка являются представители армянской диаспоры, создавшие также Армянский бизнес фонд, который предлагает займы предприятиям в Армении и Нагорном Карабахе.(157)



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Четверг, 26-Июл-07, 14:28:12 | Сообщение # 11
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
2. Сельское хозяйство, промышленность, инфраструктура

Нагорный Карабах - это сельская местность, изобилующая высокими горами и редко встречающимися равнинами. Около половины его населения зарабатывает на жизнь сельским хозяйством и разведением скота,158 эта отрасль составляет 34,5% ВВП.(159) Зерновые выращиваются на 90% земельных угодий(160), и начался экспорт пшеницы в Армению.(161) Постепенно восстанавливается возделывание винограда, который был когда-то основным продуктом экспорта. Недавно было построено три винных завода.

Мины, оставшиеся после войны, тормозят развитие сельского хозяйства. По мнению эксперта Хало Траст "уйдет по крайней мере 5-7 лет на то, чтобы разминировать места, в которых постоянно работают или по которым передвигаются люди, если в год будет обезвреживаться 1.000 мин или других взрывоопасных предметов".(162)

Еще одним серьезным препятствием для сельхозпроизводства является неразвитая система орошения. (163) Степанакерт заявляет, что Азербайджан отказывается открыть ключевой ирригационный канал вдоль реки Тертер в Мардакертском районе, чем серьезно ограничивает ведение сельского хозяйства в этом прежде богатом районе. Армяне Карабаха, в свою очередь, перекрывают подачу воды из водохранилища Сарсанг, когда в этом крайне нуждается Азербайджан.(164) Официальные лица Нагорного Карабаха утверждают, что Азербайджан отверг попытки начать диалог по этой проблеме.(165)

Промышленности и сфере услуг был задан значительный импульс с недавним развитием горной промышленности и телекоммуникаций.(166) Малый и средний бизнес специализируется на производстве продуктов питания и напитков, обработке алмазов и выпуске тканей и ковров(167), ювелирных изделий и часов(168), обуви, кафельной плитки и строительных материалов(169), однако на этих предприятиях работают менее 1.000 семей.(170) В горной компании Metal Base в Дрмбоне работает более 850 человек.(171) После получения в 2002 году финансирования для эксплуатации богатых залежей золота, меди и ртути близ Дрмбона(172) в 2003 г. производство возросло до $24 млн.(173) Сегодня на его долю приходится одна треть промышленного производства. Постоянно растут туризм и телекоммуникационные услуги. Рост телекоммуникаций вызван в основном расширением Карабах-Телекома, финансируемого из Ливана.(174) Нагорный Карабах производит 70% потребляемой электроэнергии(175), остальное импортирует из Армении и Ирана.

Предприниматели также занимаются выгодным бизнесом купли-продажи металлолома. Наблюдатели ОБСЕ отмечают организованное растаскивание инфраструктуры, зданий и других объектов на оккупированных территориях вокруг Нагорного Карабаха, с целью последующей перепродажи металла, кирпичей и строительных материалов.(176) Местные власти закрывают глаза на деятельность, которую можно назвать либо грабежом, либо целенаправленным и необратимым демонтажем коммунальных объектов для осложнения процесса возвращения туда довоенного населения. Азербайджан обвиняет армян также в нанесении вреда охраняемым лесам и заповедникам, в поджогах лесов и вырубке ценных пород древесины.(177) Наблюдатели ОБСЕ заметили в Келбаджаре и вокруг него перевозки больших деревьев, срубленных в местных лесах.(178)



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Четверг, 26-Июл-07, 14:28:42 | Сообщение # 12
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
3. Приватизация

Приватизация земли и малых и средних предприятий в основном завершена. На первом этапе, в 1996 году, колхозы и совхозы были преобразованы в коллективные крестьянские фермы, в которых работники имели акции. Распределение земель началось в 1998 г.(179) Все жители (за исключением жителей Степанакерта) получили по 0,6 гектаров пахотной земли по лотерейной системе.(180) Когда Крайсис Груп спросила де-факто министра сельского хозяйства, могут ли азербайджанцы, которые прежде работали в колхозах, получить свою долю, он ответил: "только люди, живущие в Нагорном Карабахе на момент распределения" могли на это рассчитывать.(181) Когда Азербайджан обвиняет Нагорный Карабах в поощрении заселение на оккупированных территориях путем распределения земель, Степанакерт парирует, что новые поселенцы могут только арендовать землю на 25 лет и не получают ее в вечное пользование.(182) Лачин является исключением: там земля была приватизирована.(183)

Приватизация малых и средних предприятий началась в августе 1995 г. и уже завершена. Закон о приватизации крупных предприятий был принят в 1998 г. На сегодняшний день 80% всей продукции выпускается частными компаниями. Главные неприватизированные секторы это энергетика (газораспределительная компания "Арцахгаз") и телевидение и радио (государственная компания "Арцахкап"). Вряд ли армяне, вкусившие плодов приватизации земли и предприятий, захотят поделиться ими с кем-либо из вернувшихся азербайджанцев.

4. Трудоустройства и социальные услуги

Трудно получить реальные цифры уровня безработицы, хотя по официальным данным в 2003 г. она составляла 5,6%.(184) В 2005 г. местные власти решили выплачивать безработным Нагорного Карабаха пособие, равное 60% минимальной зарплаты - $20 в месяц.(185) Безработица широко распространена среди значительной части сельского населения.

За последние пять лет социальные услуги, в широком смысле, выросли вдвое.(186) Рост населения поощряется системой выплат и пособий на детей. Большие семьи получают книги и электричество бесплатно, семьи с тремя и более детьми получают денежную помощь(187), а семьи с шестью детьми и более получают новые дома. В одной семье Крайсзис Групобъяснили: "Мы получили этот дом после рождения шестого ребенка, и правительство положило каждому ребенку на счет в банке определенную сумму. Мы живем на проценты с денег, которые только наши дети смогут взять из банка по достижении восемнадцати лет".(188)

Растет разница в доходах.(189) Как отметил наблюдатель, "социальная ситуация ухудшается, так как растет и становится заметным разрыв между бедными людьми и немногими счастливчиками, которые зарабатывают хорошие деньги".(190) Де-факто президент Гукасян говорит о своих избирателях: "Во время моей первой президентской компании, когда я спрашивал людей об их желаниях, они отвечали: мы не хотим войны. Через пять лет на тот же вопрос они отвечают так: дайте нам квартиры и работу".(191)



 
Джавахк-Арцах-ЕРЕВАНДата: Вторник, 31-Июл-07, 11:55:27 | Сообщение # 13
VIP персона
Группа: Модераторы
Сообщений: 1444
Статус: Offline
http://www.armenia.ge/artsakh/ar_index_rus.php


 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz